Возрастные особенности устойчивости внимания детей.

 дети      Младший школьный возраст: концентрация внимания от 10-15 минут в первом классе до 25-30 к концу начальной школы, затем внимание рассеивается. Внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.

Подростковый возраст: концентрация внимания примерно 25-30 минут, но возможно удержание до 1 часа.

Старший юношеский возраст и далее: внимание может удерживаться в течение часа, в отдельных случаях дольше, но необходимо делать перерывы.

Нарушения внимания:
• Отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой
• Рассеянность – неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени
• Чрезмерная подвижность внимания – постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности
• Инертность – малая подвижность внимания.

Если слишком непоседливые дети отвлекаются сами и отвлекают других, есть несколько способов понизить их гиперактивность:
1. Предложить пойти умыться и «смыть» с себя шумливость, усталость. Провести руками по лицу.
2. Начать говорить шепотом.
3. Если слишком активно ведет себя обычно спокойный ребенок, подумать, чего ему не хватает: может быть стоит подойти и обнять его?
4. Подойти и обнять, положить руки на плечи.

Если дети устали, попробуйте:
1. Переключиться на другую деятельность.
2. Поиграть
3. Предложить упражнение на релаксацию.
4. Поменять пространство (например, садимся на пол)

Если на занятии возникла нерабочая обстановка, шум:
1. См. все устали
2. Использовать специальный знак (поднятая ладонь, нарисованный восклицательный знак и т.п.)
3. «Я считаю до трех, и мы продолжаем работать»

Привлечение внимания. Зависит в основном от внешних характеристик учебного материала.
•  При прочих равных условиях внимание устремляется к тому, что подвижно.
•  Фактор новизны;
•  Фактор неполного представления содержания, недосказанности.
•  Фактор контрастности, возникающей при сравнении компонентов изучаемого материала.
•  Фактор понятности, то есть связь нового материала с известным.

Игры на развитие внимания
1. Посмотри, что изменилось
2. Море волнуется
3. Считаем предметы определенной формы в комнате
4. Колечко (охота на тигров)
5. Пишущая машинка
6. Прием «Говори!»