Ваш любопытный дошкольник.

  В нашем учреждении занимаются дети с пяти до 18 лет, с момента поступления до окончания человечек проживает здесь часть своей жизни, а педагоги и ровесники становятся для него в какой-то мере семьей. Так вот, чтобы ему в этой обстановке было комфортно и уютно находиться, мы, конечно, должны учитывать психические особенности детей каждой возрастной группы. И начинаем мы говорить с самых младших наших воспитанников. Итак, знакомьтесь, 
 
почемучки

Ваш любопытный дошкольник.

Развитие познавательных процессов в дошкольном возрасте

1) Восприятие в дошкольном возрасте становиться более совершенным, осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Дети знают основные цвета и их оттенки, могут описать предмет по форме и величине. Они усваивают систему сенсорных эталонов (круглый как яблоко). Для них можно предлагать задания со сложными формами восприятия: запутанными линиями, спрятавшимися фигурами. Замечательными упражнениями для развития восприятия, а с ним и мышления, будут задачи на сравнение предметов, выделение их признаков.
2) Память. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Если у младших дошкольников память непроизвольна, то в среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память. Причем эта память тесно связана с эмоциональной сферой детей. Дошкольниками руководят чувства, поэтому, что вызывает отклик в их чувственной сфере, то и остается в их памяти. Причем чем сильнее чувства, тем больше хранит это память. Этот закон традиционно используется в педагогике: для занятий с дошкольниками просто необходимы большое количество наглядного материала, используйте музыку, волшебные превращения, сказки и тогда сказанное вами, дети сохранят надолго. Сознательное, целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически. Хотя и механическая память у них хорошо работает, дети легко запоминают стихи, новые слова, песни.
3) Мышление и восприятие связаны настолько тесно, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для дошкольного возраста. То есть ребенок лучше понимает то, что он увидит, а еще лучше и потрогает, и послушает. Очень сложно дети реагируют на абстрактные задачи. Несмотря на такую своеобразную детскую логику, дошкольники могут правильно рассуждать и решать довольно сложные задачи. Верные ответы от них можно получить при определенных условиях. Прежде всего, ребенку нужно успеть запомнить саму задачу. Чтобы это увидеть, можно переспросить у ребенка, что он должен сделать, попросить его объяснить задание другому ребенку и «непонимающему» сказочному персонажу.
Кроме того, условия задачи дошкольник должен представить себе, а для этого — понять их. Поэтому важно так сформулировать задачу, чтобы она была понятна детям. Лучший способ добиться правильного решения — так организовать действия ребенка, чтобы он сделал соответствующие выводы на основе собственного опыта. Так, например, дошкольники вполне могут изучать какие-либо физические явления, если проделают самостоятельные опыты. Можно вместе с ними бросать в воду разные вещи (маленький гвоздик, кажущийся легким, большой деревянный брусок и др.). А предварительно поугадывать, поплывет предмет или не поплывет. После достаточно большого количества проб, проверив свои первоначальные предположения, дети начнут рассуждать последовательно и логично. Кроме того, такие опыты очень нравятся детям, а значит, это сохранится в их памяти надолго. В свою очередь развиваются операции мышления: индукция и дедукция. Предложите детям рассортировать осенние листья, самостоятельно ими собранные, дети поучатся различным формам классификации, а кроме того здесь будут действовать все формы восприятия.
Мышление дошкольников так устроено, что они очень хотят узнать все новое, понять непонятное. Какой родитель не жаловался на своего «почемучку». Так вот очень важно это желание не погубить отказами и отговорками. На занятиях можно исследовать интересное детям, что будет, если пропеть слово наоборот, а что будет, если рисовать на мокром листе, а не на сухом. И почему так происходит. Помни-те, что отвечая на детские вопросы, находя ответы, вы развиваете не только мышление маленького человечка, но и познавательную мотивацию ребенка, которая поможет ему интересоваться миром всю его жизнь, а также хорошо учиться в школе.
4) Внимание. Если у младших дошкольников внимание большей частью непроизвольное, то ребенок 4-5 лет вполне может концентрироваться сам на определенное время. Причем чем интереснее объект, на который направлено внимание ребенка, тем дольше он сконцентрирован. Дошкольник может заниматься интересной для него деятельностью в течение 15-20 минут, потом внимание ослабляется, ему трудно его удержать. Добавляйте в занятие физминутки, меняйте виды деятельности чаще, используйте двигательные игры, и проблем с удержанием внимания детей не возникнет. Кроме того, деятельность должна быть действительно для ребенка интересной, а поэтому подкрепляйте его мотивацию, стимулируйте похвалой и добрым словом.
5) Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгой и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других — меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года — 1000-1100, в 6 лет — 2500-3000 слов. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно — оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К.И. Чуковский в своей замечательной книге «От двух до пяти» собрал много примеров детского словотворчества (От мятных лепешек во рту — сквознячок; У лысого голова — босиком; Смотри, как налужил дождь; Уж лучше я непокушанный пойду гулять; Мама сердится, но быстро удобряется; ползук — червяк; мазелин — вазелин; мокрес — компресс). Дети сами стремятся к увеличению своего речевого запаса, активно запоминают «взрослые» слова, пусть и употребляя их не по назначению. Поэтому взрослым приходится строго подходить к своей речи, следите за своим языком. Помните, неосторожно брошенное вами слово обязательно «подберет» маленький ученик.

Особенности личности дошкольника

   Эмоциональная сфера. Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Но из этого совсем не следует снижение насыщенности эмоциональной жизни ребенка. Любое событие, происходящее с ребенком принимает для него ту или иную эмоциональную окраску. Негативные эмоции способны напрочь выбить ребенка из колеи. Но также быстро эмоции ребенка меняются. Переключите внимание ребенка на другое событие, вспомните о его прошлых достижениях или будущих свершениях, это поможет избежать дальнейшего плохого настроения. Не акцентируйте внимание на плохом. День дошкольника настолько наполнен эмоциями, что к вечеру он может, утомившись, дойти до полного изнеможения.
Изменяется в этот период и структура самих эмоциональных процессов. В раннем детстве в их состав были включены вегетативные и моторные реакции (переживая обиду, ребенок плакал, бросался на диван, закрывая лицо руками, или хаотично двигался, выкрикивая бессвязные слова, его дыхание было неровным, пульс частым; в гневе он краснел, кричал, сжимал кулаки, мог сломать подвернувшуюся под руку вещь, ударить и т.д.). Эти реакции сохраняются и у дошкольников, хотя внешнее выражение эмоции становится у части детей более сдержанным. Дошкольник может переживать негативные эмоции в себе, не рассказывая взрослым. Здесь важно быть очень внимательным к ребенку и отмечать изменения его настроения. Ну а на помощь придут теплая беседа, добрые слова, рисование, игра. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему еще предстоит сделать. Поэтому обо всем будущем стоит говорить с надеждой на успех. Он может сильно переживать по поводу будущего выступления, открытого занятия, на котором будут присутствовать родители, другие педагоги. Помните, что обо всем этом нужно разговаривать с ребенком с положительной эмоциональной окраской, ни в коем случае не обещая наказания за неуспех.
Все, во что включается дошкольник — игра, рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе, помощь маме в домашних делах и т.д., — должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Ребенок, в силу своего возраста, просто не способен делать то, что ему неинтересно.
Мотивационная сфера. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Если несколько желаний возникало одновременно, ребенок оказывался в почти неразрешимой для него ситуации выбора.
Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора. Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей».
Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание, еще слабее — собственное обещание ребенка. Требовать от детей обещаний не только бесполезно, но и вредно, так как они не выполняются, а ряд неисполненных заверений и клятв подкрепляет такие личностные черты, как необязательность и беспечность. Самым слабым оказывается прямое запрещение каких-то действий ребенка, не усиленное другими, дополнительными мотивами, хотя как раз на запрет взрослые часто возлагают большие надежды. Помните, что дошкольник – это исследователь, поэтому всему он пытается найти свое объяснение. Просто сказать «нельзя» для него недостаточно, он обязательно проверит, почему нельзя и что будет, если все-таки сделать. Взрослые, оказываясь в такой ситуации, чувствуют себя очень некомфортно.
Дошкольник начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются этические переживания. Первоначально ребенок оценивает только чужие поступки — других детей или литературных героев, не умея оценить свои собственные. В среднем дошкольном возрасте ребенок оценивает действия героя независимо от того, как он к нему относится, и может обосновать свою оценку, исходя из взаимоотношений персонажей сказки. Во второй половине дошкольного детства ребенок приобретает способность оценивать и свое поведение, пытается действовать в соответствии с теми моральными нормами, которые он усваивает.
Самосознание формируется к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, оно обычно считается центральным новообразованием дошкольного детства.
Самооценка появляется во второй половине периода на основе первоначальной чисто эмоциональной самооценки («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Ребенок приобретает сначала умение оценивать действия других детей, а затем — собственные действия, моральные качества и умения. Самооценка у ребенка во многом зависит от мнения других людей, особенно значимых взрослых. «Я — плохой», говорит малыш, «потому что мама так сказала». Мама в данном случае эталон, а значит не может быть неправа. Избегайте прямых оценок ребенка: «ты — плохой» или «ты – хороший». Вы можете оценить лишь поступок ребенка, но не его личностные качества. Это правило относится не только к дошкольному возрасту, оно действует на всем протяжении жизни человека. К 7 годам ребенок достаточно адекватно может оценить свои умения.
Еще одна линия развития самосознания — осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».
Для этого периода характерна половая идентификация, ребенок осознает себя как мальчика или девочку. Дети приобретают представления о соответствующих стилях поведения. Большинство мальчиков стараются быть сильными, смелыми, мужественными, не плакать от боли или обиды; многие девочки — аккуратными, деловитыми в быту и мягкими или кокетливо-капризными в общении. Дети усваивают полоролевые стереотипы и начинают проверять их на практике. «Мальчикам нельзя бить девочек», — узнают девочки и начинают проверять это на практике – а в любой ли ситуации нельзя. С другой стороны, возможно использование этого в практике, например, для подавления агрессивного поведения детей: «Такая красивая девочка не может драться». Особенности поведения мужчин и женщин дети «срисовывают» со значимых для себя взрослых, родителей, воспитателей, педагогов. Им в этом случае нужно быть особо внимательным к себе, помня о том, что они являются определенным эталоном поведения. Не стоит забывать о своем внешнем виде, культуре поведения, речи.
Начинается осознание себя во времени. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой». Эти представления, как и многое другое в личности дошкольника, тесно переплетены с его эмоциональной сферой. Дети помнят яркие эмоциональные события, а в будущем представляют себя в роли значимых взрослых или опять же кого-то, кто оказал на них сильное впечатление. Девочки хотят быть бухгалтером как мама, или воздушной гимнасткой из циркового представления, которое они когда-то видели. Мальчики стремятся стать инженером как папа или солдатом из просмотренного ими боевика.