Тревожный тип

2Тревожный социально-психологический тип личности обучающегося

Тревожный социально-психологический тип личности имеет следующие виды отношений:
1. К людям
Внешне учащиеся данного типа выглядят угрюмо, чрезвычайно подозрительны к старшим и сосредоточены на личной защите. В движениях и рассуждениях очень резки и вспыльчивы, поэтому конфликтны даже в тех случаях, когда бы хотели вместе играть или общаться.
В силу этого в особые рассуждения не пускаются, даже избегают их, что создает дополнительные трудности в общении с ними. Очень ценят товарищество, хотя им трудно с кем-либо сблизиться. Чаще всего дружат с себе подобными, но лишь для взаимной защиты и поддержки. Своего товарища в случае общего преследования никогда не выдадут и даже жесточайшие наказания не могут при¬нудить их к этому.
Постоянная настороженность и готовность к конф¬ликту делает их неуверенными в себе и нерешительными, но требовательными к другим, ведет к замкнутости и гру¬бости. Грубость и постоянное стремление сделать все на¬оборот, назло, влекут за собой преследование их, а в по-следующем и жестокие наказания как со стороны родите¬лей, так и учителей-воспитателей. Все это только еще бо¬льше ожесточает их, делает беспощадными ко всем тем, кто зависит от них, будь то животные или сверстники. 49
Если это животные, то они их истязают, уничтожают и, чем больше причиняют страданий, тем выше удовлетво¬рение. Если это сверстники, то пытаются их ущипнуть, уколоть или ударить. Если попадутся неодушевленные предметы, то они стремятся их испортить, исковеркать, сжечь. При виде таких же разрушительных, сильных впе¬чатлениями сцен они становятся все более циничными и жестокими.
2.К деятельности
Дети этого типа с трудом могут сосредоточиться на од¬ном виде деятельности. Они постоянно мечутся, хватаясь то за одну работу, то за другую. В школе не могут спокойно проработать 10—15 минут, начинают все ронять, беспоко¬ить товарищей, сидящих рядом, впереди или даже позади себя. Несмотря на свою «вертлявость» и постоянные отвле¬чения, дети этого типа все-таки в начальной школе могут обучаться достаточно успешно. Однако в средних классах успеваемость их быстро снижается, так как они плохо адап¬тируются к требованиям разных учителей, которые, стре¬мясь управлять ребенком такого типа, очень часто исполь¬зуют оценку как регулятор их поведения. Такое отношение учителей к «тревожному» типу личности школьника приво¬дит к тому, что к окончанию средней школы те негативно относятся к обучению, стремясь избежать встреч с учителя¬ми, так как кроме унижения их достоинства, они ничего не испытывают.
В трудовой деятельности дети этого типа подчас могут зарекомендовать себя в подростковом возрасте лучше, чем в учебной, как бы компенсируя неудачи в одной об¬ласти деятельности другой, более удачной.
Очень сложно детей этого типа привлекать к работе в кружках, спортивных секциях, в которые они просто не желают идти из страха, что там нужно будет занимать первые места или демонстрировать свое искусство. С од¬ной стороны, эти дети как бы боятся показать себя, а с другой — в них живет подспудное желание выделиться, быть замеченными, так как их статус очень низок в груп¬пе, вплоть до того, что многие из них бывают изгоями в классе. Поэтому для этих детей важна оценка результатов их деятельности другими, и в этом они похожи на «доми¬нирующий» тип личности, с той разницей, что последний активно этого добивается в социальной группе, а тревож¬ный — пассивен, неуверен и постоянно дожидается этой положительной оценки.
3. К своим возможностям
Как уже было отмечено выше, дети этого типа проти¬воречивы в своих желаниях демонстрировать свои воз¬можности и, чем старше они становятся, тем быстрее на¬чинает нарастать их «комплексование». Все чаще они де¬монстрируют свою неспособность. Это выражается под¬час в том, что, берясь за какую-либо, даже интересную и привлекательную для них работу, будь то сборка конст¬руктора, рисование или лепка, при первых же трудностях бросают ее и могут даже с ненавистью уничтожить все, что связывало их с этой работой, т. е. скомкать пласти¬лин, разрушить модель и т.д.
Занижая свои возможности, дети этого типа в подрост¬ковом и юношеском возрасте с трудом определяются про¬фессионально. Они говорят, что им ничего не нравится, высокомерно относятся ко всяким видам трудовой деяте¬льности, но это лишь их защитная реакция, чтобы спря¬тать страх перед предстоящей трудовой деятельностью. Освоив профессию, такие люди исполнительны до педан-тичности и становятся очень требовательны к людям.
4.К коллективу
У детей этого типа двоякое чувство к коллективу. С одной стороны, они желают быть его членом, а с дру¬гой — у них испорчены отношения с каждым. В дошколь¬ном возрасте, если они адаптировались к детям детского сада, то мирно могут играть со сверстниками. В началь¬ной же школе они длительное время конфликтуют со все¬ми подряд, вплоть до учителя. Они с трудом играют в коллективные игры на переменах, чаще стоят в стороне и исподтишка пытаются мешать играющим. Им очень хо¬чется, чтобы дети обратили внимание на них, но привле¬кать внимание они не умеют, поэтому кроме тычков, пинков и грубого отношения к своим товарищам, от них трудно дождаться чего-либо другого. Нарушение системы общения у этого типа детей явно обнаруживается в кол¬лективных отношениях. Становясь изгоями в классе, они превращаются в озлобленных и мстительных, никогда ни о ком не отзывающихся почтительно, не желающих ни с кем дружить, кроме себе подобных.
5. К себе
Эгоцентризм этих детей проявляется, в основном, в самозащите своего личностного Я, в силу постоянного стремления окружающих разрушить его как личность. Постоянная порция самозащиты и ожидание вероломства или покушения на личностное достоинство делает этот тип детей агрессивным не только по отношению к другим, но и к самому себе. Порой они себя ненавидят, не любят, порой оправдывают, жалеют. В основном же у де¬тей этого типа наблюдается гипертрофированная любовь к самому себе, что прослеживается через всю их жизнь в стремлении завоевания уважения к себе со стороны людей или конкретной социальной группы. Поэтому они очень осторожно знакомятся с новыми людьми и дружат лишь с теми, кто может понять и нарочитую грубость, внешнюю злобность, так как на самом деле они испыты¬вает чувство доброты и благодарности к тем людям, ко¬торые не третируют их личность, не выискивают у них недостатки, никогда не оскорбляют и не обижают. В силу этого в дружбе дети и взрослые этого типа очень предан¬ные и делят всех на врагов и своих.
6. К критике
Замечания и критику они практически не восприни¬мает. Это приводит их в крайнее раздражение, порой и в аффектное состояние. На замечания со стороны сверст¬ников они реагируют очень бурно, набрасываясь на них с кулаками, а по отношению к старшим — «набычиваясь» и уходя в молчаливую «глухую», «непробиваемую» защиту. Если взрослые пытаются читать им нотации, то порой это может вызвать неадекватную реакцию. Вместо того, Что¬бы плакать, он может широко заулыбаться, что еще боль¬ше приводит в раздражение педагога или воспитателя. В моменты критики у этих детей могут возникать непро¬извольные движения. В дошкольном возрасте — это по¬кусывание ногтей и губ, ковыряние пальцем всего, что попадется под руки, теребление одежды, а в начальной школе в виде различных тиков глаз, носа, шеи, головы, рук, ног по мере того, насколько окружающие начинают замечать эти навязчивые движения.
7. К волевым проявлениям
До 12 лет это трудноуправляемые дети, так как они сами делают то, чего может быть и не желали бы. Порой они обещают, что будут спокойны, тихи и кротки, но их хватает ненадолго. Они быстро становятся неуправляе¬мыми, недисциплинированными, не поддаются простому регулированию их поведения с помощью слова. Очень часто приходится прибегать к угрозам, а порой и приво¬дить их в исполнение, чтобы успокоить разыгравшееся дитя.
Противоречивость «тревожного» социально-психоло¬гического типа проявляется и в прилагаемых ими воле¬вых усилиях, так как они очень настойчивы в борьбе за независимость и снятие контроля с себя и в то же время не всегда настойчивы в достижении целей. Это приводит к тому, что в юношеский период жизни они как бы жела¬емое пытаются выдать за реальное, не прилагая усилий для его достижения.
Учащиеся данного типа должны обязательно подвер¬гаться психологической диагностике и, желательно, пси¬хологической диспансеризации.
Для школьников с «тревожным» социально-психоло¬гическим типом свойственно проявление следующих ка¬честв, которые образуют данный симптомокомплекс лич¬ности: вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливость, добро¬совестность, заниженная самооценка, стремление ока¬зать помощь товарищам, защищать их и своих близких, сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы.
Подтверждением выраженности этих качеств служат также результаты, полученные по модифицированному опроснику Р. Кеттела. Для школьников тревожного со¬циально-психологического типа свойственно проявление следующих личностных качеств: низкая степень сформи¬рованности интеллектуальных функций (преобладают конкретные формы мышления, объем знаний невелик), нетерпеливость, реактивность, возбудимость, чувствите¬льность, зависимость от других, тревожность, озабочен¬ность, мрачные опасения, низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов, напряженность, раздражительность, фрустрирование, робость, застенчи¬вость, чувствительность к угрозе.

Коррекция взаимоотношений педагога с учащимися тревожного социально-психологического типа

1. В сфере отношения к людям:
а) замкнутость и суровость детей тревожного социа¬льно-психологического типа личности чаще всего свя¬заны с настороженным ожиданием агрессивных дейст¬вий со стороны других людей. Для формирования но¬вых положительных форм отношения к людям необхо¬димо снизить эти опасения, проявлять тактичность са¬мому и следить за тем, чтобы ученики не оскорбляли друг друга;
б) следует доводить до сознания учащихся общие пра¬вила, закономерности этического общения с людьми, со¬вместно разбирать возникающие ситуации, имея в виду, что такие ученики очень боятся быть осмеянными или осужденными, в то же время не воспринимают длинных рассуждений на этические темы, принимая их за пустое морализирование.
2. В сфере отношения к деятельности:
а) педагог может помочь родителям и убедить их в не¬обходимости индивидуальной формы обучения, если был установлен высокий уровень проявления тревожного ха¬рактерологического свойства личности у учащегося;
б) в случае, если ребенок остается в классе, то желате¬льно его посадить на заднюю парту, позволяя проявлять определенную двигательную активность, не мешающую другим;
в) если замечено, что ребенок переутомлен и не может сидеть спокойно, следует ввести физкультуру. В последу¬ющем можно давать поручения по оказанию помощи учителю, связанные с двигательной активностью, чтобы снять психологическое напряжение.
3. В сфере отношения к своим возможностям:
а) педагогу следует относиться с большой осторожно¬стью к возможностям учеников тревожного социаль¬но-психологического типа личности, т. к. на вербальном уровне они их завышают, а в действительности не спо¬собны доводить дело до конца и часто чувствуют себя либо подавленными, либо раздраженными. Учащихся этого типа нужно постоянно подбадривать и воодушев¬лять, а самое главное — хвалить и убеждать в том, что у них всегда все получится;
б) занижая свои возможности, учащиеся этого типа не могут сосредоточиться ни на одном виде деятельности, поэтому необходимо внимательно отнестись к тем видам деятельности, где у ребенка наибольшие успехи, и реко¬мендовать их к профессиональному самоопределению.
4. В сфере отношений в коллективе:
а) в период обучения детей такого типа в начальной школе не следует их брать на общественные мероприя¬тия, связанные с перемещением в транспорте и больши¬ми скоплениями народа. Если же ребенок оказался на таком мероприятии, то нужно его держать возле себя, так как он будет стремиться к дезорганизации коллектива;
б) не следует с первого класса формировать негатив¬ное отношение к личности тревожного типа у членов уче¬нического коллектива. Необходимо разбирать поступки и действия ребенка, дезорганизующего коллектив, а не личностные качества, т. к. последнее способствует пре¬вращению ученика в «изгоя»;
в) педагогу необходимо использовать потребность де¬тей этого типа в коллективе, но для этого необходимо обучить ребенка правильному построению контактов со сверстниками, т. к. от взаимодействия с каждым в отдельности учеником зависит коллективное мнение о нем и положительное отношение.
5. В сфере отношения к себе:
а) особенно полезно для учащихся этого типа поста¬вить их в позицию, в которой они вынуждены хотя бы на мгновение взглянуть на себя как на неповторимое, от¬личное от всех, как на носителя человеческих свойств и качеств личности;
б) из двух чувств, которые характерны для тревожного типа личности — подавленности и стремления показать себя, — все-таки следует выбирать второе и на основе его создавать ситуации, стимулирующие самовыражение и самоутверждение личности школьника.
6. В сфере отношения к критике:
а) детям этого типа не следует читать длинных нота¬ций по поводу их поступков, разбираться в том, кто прав, а кто виноват. Желательно делать строгое замечание с требованием прекращения действий. Не следует обсуж¬дать публично в классе их поступки, вызывая обществен¬ное порицание, формировать групповое мнение нетерпи¬мости по отношению к таким учащимся. Это бессмыс¬ленно, т. к. им безразлично мнение других, наоборот, еще больше развивает циничное отношение к общественному мнению;
б) учитель должен предельно корректно обращаться с этими детьми, подбадривать их неуверенные ответы, не спрашивать в момент, когда они вертятся или мешают другим, превращая оценку в инструмент управления по¬ведением. Следует помнить, что это личности, раздавлен¬ные семьей, поэтому их поведение чаще всего неадекват¬но реальной обстановке. Они желают показать себя, но не умеют, в результате чего образуются уродливые вари¬анты самовыражения;
в) этих детей следует брать за руку, гладить по голове, нежно обнимать за плечи, особенно в тот момент, когда назревает конфликт и ученик ждет силового воздействия, а учитель, напротив, высказывает вдруг стремление к взаимопониманию.
7. В сфере отношения к волевым проявлениям:
а) коррекцию слабоволия с учащимися тревожного типа желательно начинать с физического воспитания, с так называемых естественных движений (бег, коньки, лыжи, плавание, гребля, кислородные экскурсии и т. п.), подвижных игр. Эти виды физических упражнений оказывают одновременно оздоровительный эффект и спо¬собствуют укреплению волевых проявлений. Физическое воспитание должно осуществляться живо, забавно, весело и интересно, а самое главное, не носить насильствен¬ный характер, упреждающий все действия ребенка, пре¬вращаясь в средство дисциплинарного наказания;
б) педагогу важно в последующем для развития воле¬вых проявлений у учащихся тревожного социально-психологического типа включить их в разнообразную трудо¬вую деятельность с постепенным присоединением умст¬венной работы. С учетом неустойчивости волевых проявлений ребенка их деятельность должна носить постепенно нарастающий характер по мере того, как учащийся бу¬дет увлекаться деятельностью;
в) в учащихся этого типа важно вселять уверенность, что он может понять, сделать любое дело, если проявит волевые усилия. Поэтому необходимо научить учащегося приводить в исполнение свои желания. Для этого нужно давать задания различной трудности. Эти задания в течение длительного времени должны быть доступными уча¬щемуся и усложняться по мере развития его волевых про-явлений