Интровертивный социально-психологический тип личности обучающегося

3Интровертивный социально-психологиче¬ский тип личности на поведенческом уровне выражает следующие виды отношений:
1. Отношение к людям
Эти дети и взрослые очень внимательные и чуткие по отношению к окружающим людям. Они никогда никого не беспокоят и не обременяют своим присутствием. Чаще всего ведут замкнутый образ жизни, уважительно отно¬сясь к интересам других людей и никогда не раскрывая своего внутреннего мира другим людям.
В общении со сверстниками они просты, но в младшем школьном возрасте мало общаются с ними, так как очень застенчивы и стыдливы. Вначале они очень долго пригля¬дываются к тому, что делают окружающие дети, но не вы¬ражают вслух свое неудовольствие, не пытаются никого останавливать или удерживать от безнравственных поступ¬ков, но сами никогда не поступают так. При большом скоп-лении учащихся они чувствуют себя несколько подавленно, говорят тихим голосом, чтобы их никто не слышал, созда¬ется впечатление, что они чем-то подавлены, неуверены в себе, осторожны. В действительности же они не желают быть на виду, чтобы на них обращали внимание, их тяготит общение с большим количеством учащихся.
2. Отношение к деятельности
С раннего возраста эти дети ответственно относятся вначале к учебной деятельности, затем к обществен¬ным поручениям, а в последующем и к производствен¬ным обязанностям. Всегда стараются доводить дело до конца, стойко преодолевая любые препятствия на своем пути. Любую работу выполняют спокойно, не то¬ропясь, без суеты. Особое удовольствие им доставляет физический труд, к которому они привычны с раннего детства. Их не утруждает монотонная работа, так как они достаточно хорошо к ней приспосабливаются в силу того, что могут быть одновременно заняты своими мыслями. Поручая им любую работу, на них можно все¬гда положиться, так как они выполняют ее добросове¬стно и в срок, но самое главное, не отступая от заранее намеченного плана.
Для этого типа детей и взрослых любой труд всегда доставляет удовольствие, так как в основе их социаль¬ной направленности всегда лежит созидательный мо¬тив, т. е. получение удовлетворения от процесса деяте¬льности.
3. Отношение к своим возможностям
При всей высокой работоспособности этих детей и при том, что они умеют очень многое делать — тем не менее они занижают оценку своих способностей. Это связано, прежде всего, с их скромностью, нежеланием обращать на себя внимание других людей. Всегда считают, что то, .чего они добиваются, — это есть успех не только их личный.
Они стремятся разделить его справедливо среди всех, кто был причастен к его достижению.
Занижение своих возможностей в школьный период жизни приводит к тому, что на уроках они отвечают тихо, безэмоционально, неуверенно, за что очень часто им сни¬жается оценка. Принижение своего достоинства отрица¬тельно сказывается в период юношества, что препятству¬ет знакомству молодых людей, установлению дружеских отношений или даже препятствует успешному вступле¬нию в брак.
4. Отношение к коллективу
Дети этого типа в период обучения в начальной школе не стремятся устанавливать никаких отношений со своим коллективом. Как правило, ни с кем из класса не дружат и стремятся уйти из школы при первой же возможности, так как очень сильно устают от большого скопления хао¬тично мельтешащих сверстников.
В средних классах дети этого типа задумываются, по¬чему с ними не дружат их товарищи по классу, почему их никто не замечает. Это их сильно огорчает, и они начина¬ют искать причину прежде всего в себе. Решение этой проблемы может идти двумя путями: либо они начинают заниматься самовоспитанием, работая над развитием способности к общению, либо комплексуют и еще глубже уходят в себя.
В целом же это дети, которые признают ценности коллективных отношений и всегда руководствуются их интересами, если им это даже в ущерб. По мере своего взросления они все больше и больше тяготеют к обще¬нию в коллективе и становятся хорошими, добрыми, отзывчивыми, всегда сочувствующими товарищами, пользующимися глубоким уважением. Они очень не¬прихотливы, т. е. могут обходиться самым малым. Их потребности всегда соответствуют их возможностям, что делает их очень рациональными, организованными людьми.
Если дети такого типа определились с целевыми уста¬новками в жизни, то они всегда добиваются своего, не щадя себя и никогда не прибегая к посторонней помощи. За этими детьми,не наблюдается безнравственных- по-ступков, они очень дисциплинированы, всегда с уваже¬нием относятся к старшим и существующим в обществе нравственным нормам и порядку.
Основным недостатком этого типа является безыни¬циативность. Всегда выжидают, а если берутся за выпол¬нение какой бы то ни было работы, то добросовестно выполняют только то, что необходимо, не привнося своих новаций.
5. Отношение к себе
Для этого типа детей и взрослых характерно неуме¬ние не только постоять за других, но и за себя. В любых конфликтных ситуациях они всегда отступают. Никог¬да не стремятся показать своего превосходства над дру¬гими. Более того, в школьные годы дети интровертив-ного типа избегают даже напряженных ситуаций про¬тивостояния между кем бы то ни было. Всегда доброже¬лательны, хотя по внешнему виду трудно узнать, раду¬ются ли они вам или огорчены. Умение скрывать свои эмоции, по-видимому, связано не только с ровностью их характера, но прежде всего со скрытностью, нежела-нием, чтобы другие люди могли проникнуть во внут¬ренний их мир, наполненный духовностью и тайными страстями.
6. Отношение к критике
Дети этого типа и взрослые сильно переживают кри¬тические замечания в свой адрес. Стараются исправить допущенную ошибку, но если это коснется их личности, то надолго замыкаются и осмысливают, как им изменить себя.
Сами такие дети и подростки никогда никого не кри¬тикуют и не делают замечаний, как в отношении лично¬стных недостатков человека, так и его дел. Они считают, что рано или поздно люди сами должны понять свои ошибки и просчеты.
7. Отношение к волевым проявлениям
Среди всех социально-психологических типов лично¬сти интровертивный тип самый волевой. Он стойко мо¬жет переносить любые тяготы и трудности, встречающие¬ся в жизни.
Таким образом, учащиеся интровертивного социа¬льно-психологического типа проявляют следующие ка¬чества, образующие данный симптомокомплекс: чут¬кость и внимательность, правдивость и честность, веж¬ливость, уравновешенность и спокойствие, скромность и стеснительность, простодушие и простота в общении с людьми, терпеливость, исполнительность, склон¬ность к занятию физическим трудом, ответственность, самокритичность.
Психологическая оценка интровертивного социаль¬но-психологического типа с помощью модифицирован¬ного опросника Р. Кеттела дополняет описанный портрет школьников следующими личностными факторами: на низшем уровне факторы: D — неторопливость, сдержан¬ность, флегматичность, Е — послушание, зависимость, уступчивость, F — благоразумность, рассудительность, осторожность, серьезность, О — безмятежность, спокой¬ствие, оптимизм, Q4 — спокойствие, невозмутимость, Н— робость, застенчивость, а на высоком В — степень сформированности интеллектуальных функций, доста¬точное развитие абстрактных форм мышления, объем знаний большой.
Таким образом, описанные выше типы характероло¬гических свойств учащихся свидетельствуют о значите¬льном отличии представленных портретов друг от друга. Полученные различия в характерологических свойствах личности учащихся подтверждаются не только анализом результатов педагогического воздействия, но и теми психологическими личностными факторами, которые отражают изменения в психическом состоянии школь¬ников, наметившиеся в результате неправильного вос¬питания.
Сличая субъект воспитания с описанным выше соци¬ально-педагогическим типом, обладающим определен¬ными социально-психологическими свойствами, можно аналитическим путем определить социальную направ¬ленность учащегося, его уровень воспитанности.
Следовательно, для педагога важно определить в резу¬льтате изучения личности школьника, каковы изменения у учащихся в характерологических свойствах, социальной направленности, насколько эти изменения проявляются в поведенческой деятельности ученика и детерминирова¬ны ли они воспитательным воздействием или предопре¬делены генетическими особенностями ребенка.
Коррекция взаимоотношений педагога с учащимися интровертивного социально-психологического типа
1. В сфере отношения к людям:
а) по возможности учителю можно было бы ставить учащихся этого типа в ситуации, в которых нужно уста¬навливать неформальные контакты с окружающими. Для начала это могли бы быть близкие им люди, а в да¬льнейшем и малознакомые. Это необходимо делать для того, чтобы учащийся преодолел робость в общении как со своими сверстниками,так и окружающими его людьми;
б) через различные поручения можно попробовать создать ситуации вынужденного активного общения с большим количеством людей. Первоначально это будет их сильно утомлять, но постепенно они будут привыкать к непринужденному общению.
2. В сфере отношения к деятельности:
а) помня о высокой исполнительности и ответствен¬ности учащихся этого типа, педагогу можно пробовать их на роли руководителей. При этом им нужна будет посто¬янная поддержка педагога в виде подбадривания или даже просьбы от учащихся подчиняться назначенному им руководителю;
б) предрасположенность у этих учащихся к занятию
физическим трудом не означает, что они неспособны к интеллектуальной деятельности. Напротив, если педагог будет постоянно создавать ситуации, в которых необхо¬димо выполнять интеллектуальную деятельность, хотя бы по заранее заданным схемам и правилам, то очень быстро такие учащиеся добиваются успехов и в творческой дея¬тельности за счет усидчивости, стойкости и желания до¬водить начатое дело до конца.
3. В сфере отношения к своим возможностям:
а) следует учитывать, что дети этого типа могут слабо успевать по какому-либо предмету из-за робости перед преподавателем или иметь плохие оценки из-за безэмо¬циональных ответов. Таким ученикам необходима дози¬рованная помощь в очень тактичной форме. Иногда мо¬жет быть оправданной и завышенная оценка в целях по¬вышения его уверенности в себе, изменения самооценки;
б) для детей данного типа можно было бы рекомендо¬вать психотехнические упражнения «Оратор», «Массо¬вик-затейник», которые по своей направленности ставят учащихся в позицию активного деятеля, отрабатывающе¬го постановку громкого и четкого голоса, или ведущего
развлекательного вечера [55,].
4. В сфере отношений в коллективе:
а) стремление учащихся этого типа личности к инди¬видуальной деятельности педагогу следует преодолевать через создание совместных общих дел класса, в которых они должны играть пусть и незначительную роль, но по¬зволяющую им видеть, как одноклассники высоко их це¬нят;
б) педагогу необходимо создавать ситуации, в кото¬рых учащиеся интровертивного типа личности не могли бы уклониться от выражения собственной позиции и от¬ношения к тем, за кого они хотели бы выступить открыто с защитой или поддержкой.
5. В сфере отношения к себе:
а) нужно очень осторожно обращаться с закрытым от посторонних глаз богатым внутренним миром детей этого типа. Поэтому при удобном случае, если удастся найти душевный контакт, то разговор по душам должен способствовать усилению веры в себя и необходимости отстаи¬вать свои убеждения и даже бороться за самоутвержде¬ние;
б) очень важно в период вступления такого ребенка в подростковый возраст убедить его в необходимости сме¬ны стереотипов своего поведения. Нужно объяснить, что у него нет друзей в классе и в школе потому, что он сам слишком замкнут и первый никогда не идет на контакт с товарищами. Дружба может складываться только там, где оба ждут и ждут общения друг с другом.
6. В сфере отношения к критике:
а) зная высокую самокритичность детей этого типа, можно в отдельных случаях ставить их в ситуацию откры¬того конфликта, когда приходится отстаивать свою точку зрения и бороться с несправедливыми критическими за¬мечаниями;
б) не следует смеяться над учеником ни самому педа¬гогу, ни позволять это делать членам школьного коллек¬тива, а также упрекать за совершенные ошибки при про¬явлении инициативы;
в) следует помнить, что все неумения, которые прояв¬ляют учащиеся этого типа, чаще всего связаны с их за¬стенчивостью, нежеланием делать что-либо прилюдно. Поэтому очень часто они могут казаться неуклюжими, неумехами, в то время, как в них скрываются таланты. Эти дети нуждаются не в критике, а в большей поддержке со стороны педагога.
7. В сфере отношения к волевым проявлениям:
а) педагог должен учитывать, что при условии высо¬кой развитости у этих учащихся волевых способностей, тем не менее они не самоутверждаются в группе, не от¬стаивают свои убеждения и даже не защищаются при проявлении агрессивных действий против них. В связи с этим педагогу нужно постепенно развивать у детей этого типа чувство собственного достоинства, умение противо-стоять физическому насилию или моральному вторже¬нию в их духовный мир;
б) педагог сможет оказать неоценимую помощь уча¬щимся этого типа, если будет создавать ситуации, в кото¬рых учащийся может проявить уверенность, твердость, смелость, например, в публичном выступлении, выпол¬нении заданий, требующих определенной смелости. Од¬нако задания должны быть посильными и доступными для выполнения.