Социально-психологические факторы здоровья детей

Тема родительского собрания:

 «Социально-психологические факторы здоровья детей».

«Здоровый человек это не тот, кто болеет».

Здоровье – это наличие у человека состояния полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Поэтому  мне бы хотелось остановиться и поговорить о понятии «психического здоровья».

Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он как бы связывает две науки, две области медицинскую и психологическую. В словаре медицинских терминов термин «психическое здоровье» отсутствует, при этом на практике, да и в жизни термин «психическое здоровье широко употребляется.  В психологию понятие «психическое здоровье» стало входить сравнительно недавно. И «психическое здоровье» рассматривается как состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических явлений и адекватной регуляцией поведения и деятельности. В последнее время на слуху термин «психологическое здоровье» — оно предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка.

Нарушения психического здоровья связаны  как с соматическими заболеваниями (т.е. состояние болезни вызывает чувство дискомфорта) или физическими дефектами, так и различными неблагоприятными факторами и стрессами, которые воздействуют на психику ребенка.

Результаты многочисленных исследований показывают, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения с взрослыми, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. Именно в детстве проблемы здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой.

Проявляя заботу о здоровье ребенка, мы должны обращать внимание  к его чувствам, переживаниям, его увлечениям и интересам, к тому, как относится к сверстникам и себе.

Как сохранить  психику ребенка здоровой? Вопрос этот не прост, потому что каждый день ставит перед ребенком новые проблемы, решение которых зависит от их эмоционального состояния, душевного равновесия.

Детям сложнее, чем нам взрослым, потому что они живут в трех мирах (измерениях)

  • В мире воображаемом (в нем все так, как надо, как они сами придумают).
  • В мире детского коллектива.
  • В мире взрослых (в котором дети чувствую себя как в «стране великанов»).

И разобраться во всем этом ребенку очень не просто. И здесь на помощь должны прийти мы взрослые, заботясь о сохранности здоровья детей.

Жизнедеятельность ребенка, да и взрослого человека должна осуществляться в условиях, которые вызывают положительные эмоции, создают положительный настрой. Поэтому необходимо создавать и создавать  условия для полноценного развития ребенка.

Основными условиями для нормального психосоциального развития ребенка является:

  1. Здоровье нервной системы
  2. Спокойная, доброжелательная обстановка (климат) в семье.

Рекомендации:

  • Необходимо давать понять, напоминать ребенку о том, что вы его любите, что он желанный в семье, проявляйте родительскую любовь.

Все из вас себя считают любящими родителями и это естественно и лучшее этому подтверждение ваши чувства в душе, то, что вы чувствуете  это прекрасно, но детям важно то, как вы проявляете это чувство. Так как одной из причин нарушений психического здоровья – является дефицит родительской любви, отсутствие или нехватка эмоциональных контактов с матерью.

  • Старайтесь избегать ситуации, в которых ребенок может проявлять свое негативное поведение (не провоцируйте). Исключите те формы, методы воздействия которые вызывают протест, негативную реакцию. Старайтесь исключить проявление своих негативных эмоций.
  • Соблюдение единого стиля воспитания, принципов и сами взаимоотношения между родителями.
  • Хвалите ребенка за успехи, как можно больше
  • Не сравнивайте ребенка с другими, не в его пользу
  • Поменьше используйте негативных и неблагоприятных оценок
  • Не фиксируйте внимание на неудачах
  1. Внимательное отношение к эмоциональным потребностям ребенка, его интересам.

Рекомендации:

  • Уважайте в ребенка «человека» со всем хорошим и плохим, что у него есть
  • Если вы хотите развить или изменить в нем те или иные качества, относитесь к нему так, словно они у него есть.
  • Не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему не нравится и вызывает отрицательные эмоции, ради того что это необходимо и интересно вам, т.к. происходит переутомление, перегрузка, что вызывает негативное эмоциональное отношение к данной деятельности. Ориентируйтесь на возможности ребенка.
  1. Необходимо предоставлять ребенку самостоятельность и независимость.
  2. Возможность общаться с другими без каких-либо ограничений.
  3. Условие – соблюдение режима дня, что формирует дисциплинированность. Во вторых эмоциональное состояние ребенка зависит от того, как он отдохнул, выспался ли он.
  4. Нравственно-духовное развитие.
  5. Обеспечение семьи необходимыми материальными средствами.

Не соблюдение условий приводит к нарушениям развития эмоционально-личностной сферы, что приводит к ухудшению психологического здоровья

И в заключении, именно в детстве здоровье ребенка зависит от окружающей обстановки.

Дети учатся тому, что видят в своей жизни.

  • Если ребенок окружен критикой, он учится обвинять.
  • Если ребенок видит враждебность, он учится драться.
  • Если над ребенком надсмехаются, он учится быть робким.
  • Если ребенка постоянно стыдят, он учится чувствовать себя виноватым.
  • Если ребенок окружен терпимостью, он учится быть терпимым.
  • Если ребенка поддерживают, он учится уверенности.
  • Если ребенка хвалят, он учится ценить других.
  • Если с ребенком обходятся справедливо, он учиться справедливости.
  • Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится верить.
  • Если ребенка одобряют, он учится нравиться самому себе.
  • Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.

Дорис Лоу Ноулт.