Анкеты для определения типа темперамента у ребенка.
Анкета 1.
Уважаемые взрослые!
Прочитайте следующие утверждения и отметьте плюсами те из них, которые особенно подходят к характеристики данного ребенка.
1. | Любит шум и суету вокруг себя. | |
2. | Очень нуждается в близких, которые могли бы поддержать, утешить. | |
3. | Нередко возбужден, беспокоен. | |
4. | Быстрых ответов на любые вопросы не жди. | |
5. | Любит работу, которую надо делать быстро. | |
6. | Дети считают его веселым. | |
7. | У него часто меняется настроение. | |
8. | Чаще молчит в обществе детей. | |
9. | Стесняется заговаривать первым с новыми людьми. | |
10 | Не любит шумных игр, предпочитает уединение. | |
11 | Умет долго играть и выполнять задания, не отвлекаясь. | |
12 | Не прочь похвастать, приукрасить события. | |
13 | Часто не может усидеть на месте. | |
14 | Его легко огорчить. | |
15 | Дольше других сохраняет работоспособность, не устает. | |
16 | Легко переключается с одного поручения на другое. | |
17 | Нетерпелив и несобран, особенно плохо переносит ожидания. | |
18 | Предпочитает кропотливую работу, не требующую быстрых реакций. | |
19 | Быстро устает, отключается, перестает слушать. | |
20 | Верит в себя, легко переносит неудачи. |
Обработка результатов:
Каждому утверждению соответствует 1 балл. Если ребенок по оценке взрослого набрал 4 – 5 балла, свойства данного темперамента выражен довольно ярко. Если баллов 1- 3, говорить о свойствах определенного темперамента рано, желательно организовать специальное наблюдение и подключить к анкетированию нескольких взрослых, чтобы можно было вывести средний балл.
Утверждения, характеризующие сангвиника – 1, 6, 12, 16, 20.
Холерика – 3, 5, 7, 13, 17.
Меланхолика – 2, 9, 10, 14, 19.
Флегматика – 4, 8, 11, 15, 18.
Анкета 2.
Уважаемые родители! Проследите, пожалуйста, как ведет себя ребенок в следующих ситуациях. Для этого каждый раз, наблюдая за реакцией ребенка, ставьте пометку в соответствующей графе.
- Как ведет себя ребенок, если возникает необходимость быстро, безотлагательно действовать?
А) включается легко без всяких эмоций | Б) включается очень активно, эмоционально | В) включается неторопливо | Г) включается робко, осторожно |
- Как реагирует ребенок на замечания взрослого?
А) говорит, что больше не будет, а позже делает то же самое | Б) не слушает и поступает по-своему, проявляет буйную реакцию | В) молчит, применяет к сведению, обдумывает | Г ) обижается, молчит, долго переживает, плачет |
- Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях?
А) быстро, прислушиваясь к высказываниям других | Б) стремительно, страстно, никого не слушая | В) спокойно и уверенно | Г) с сомнениями, неуверенно, оглядываясь на других |
- Как ребенок ведет себя в непривычной для него обстановке (в кабинете у врача, у заведующей детского сада и др )?
А) легко ориентируется проявляет любопытность, активность) | Б) возбужден, иногда излишне беспокоен | В) внимательно, обстоятельно осматривает все вокруг | Г) слушается взрослых, ведет себя застенчиво |
Если ребенок часто проявляет реакции по типу «А», можно считать, что у него преобладают сангвинистические черты темперамента, по типу «Б» — холерические черты.
По типу «В»- флегматические, по типу «Г» — меланхолические черты.