Игры на сплочение
«Мечты» (20мин.)
Цель: развить солидарность и понимание, создать атмосферу доверия среди участников и сплотить группу.
Материалы: бумага и маркеры.
Предложите участникам подумать в течение нескольких минут о том, как каждый из них видит свое будущее. Затем обменяйтесь мыслями о своих мечтах или даже изобразите их на бумаге. Далее пусть каждый участник определит, какие три конкретные вещи, действия, люди … могут помочь, а какие три — помешают ему осуществить мечту, и что человеку нужно делать/сделать, чтобы мечта сбылась.
Примечание: это упражнение проходит очень хорошо, если к обмену мечтами подойти творчески. Если участникам трудно рассказать или нарисовать свою мечту, то можно предложить изобразить мечту в виде сценки. Пусть участники сами пофантазируют, каким образом они могут изобразить свою мечту. Любые средства выражения при творческом подходе предпочтительнее, чем устный или написанный текст.
«Постройтесь по росту!» (15 мин.)
Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение.
Материалы: не требуются.
Участники становятся плотным кругом. Их задача состоит в том, чтобы построиться по росту. Но делать это нужно, не произнося ни слова. После того как все участники найдут свое место, дать команду открыть глаза и посмотреть, что же получилось. После упражнения можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет. Ведущий контролирует правильность выполнения задания.
Примечание: эта игра имеет несколько вариаций. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных — естественно, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т. д.
«Путаница» (15 мин.)
Цель: повысить тонус группы и сплотить участников.
Материалы: не требуется.
Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.
«Моя пара»(10 мин.)
Цель: определить показатель сплоченности группы.
Все участники группы должны молча, глазами найти себе пару. Ведущий дает для этого примерно полминуты, а затем произносит: «Рука!». Все участники должны мгновенно показать рукой на человека, который составляет с ним пару. Если оказывается, что несколько членов группы показывают на одного и того же человека, а у других участников нет пары, или кто-то не может найти себе партнера, опыт повторяется. Важен не столько сам результат, когда все участники объединяются в согласованные пары, сколько процесс: реакция группы на «выпадение» одного или нескольких участников, которых никто не выбрал или которые никого не выбрали; реакция участников, которым казалось, что они договорились с партнером о взаимном выборе, а тот выбрал кого-то другого и т. д.
Высший показатель сплоченности группы — ее мгновенная реакция на выбывание, исключение из своих рядов некоторых членов и ее чувствительность к возникающему у участников тренинга ощущению отчужденности от группы.
«Ты мне нравишься тем…» (20 мин.)
Цель: создание ситуации психологического комфорта, принятия в группе.
Материалы: резиновый мячик.
Участники встают в круг. Ведущий бросает мяч одному из участников, говоря при этом «Мне в тебе нравится…» и называя понравившееся качество (несколько качеств). Участник, получивший мяч, бросает его другому человеку и называет понравившиеся ему качества. Мяч должен побывать у всех участников.
«Комплимент» (10 мин.)
Цель: создание ситуации психологического комфорта, принятия в группе.
Материалы: не требуются.
Выстраиваются 2 круга — внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники, стоящие друг напротив друга, говорят друг другу комплименты.
Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
«Мы с тобой похожи тем, что…» (20 мин.)
Цель: привлечение внимания ребят друг к другу, сплочение детского коллектива.
Материалы: не требуются.
Участники выстраиваются в 2 круга — внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего круга говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…» (например: мы с тобой похожи тем, что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д.).
Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…» (например: мы с тобой отличаемся цветом глаз, длинной волос и т.д.).
Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
«Крокодил» (игра может продолжаться любое время в зависимости от желания педагога и детей)
Цель: развитие творческого воображения, навыков невербального общения, раскрепощение детей.
Материалы: не требуются.
Играют две команды. Команды загадывают слова, обязательно имена существительные, и выбирают по одному галящему. Команда, которая первой придумает слово, начинает игру. Ведущему команды противника сообщается загаданное слово, и он должен, используя только жесты и мимику, показать слово так, чтобы его команда догадалась, какое слово было загадано. Затем команды меняются ролями.
«Найди ручку» (5-15 мин.)
Цель: развитие внимания детей, повышение тонуса группы.
Материалы: шариковая ручка или карандаш.
Играют две команды от 3 до 12 человек. Игроки одной команды выходят из комнаты либо закрывают глаза. Задача второй команды — спрятать ручку так, чтобы её было видно (т.е. её бы не скрывал никакой предмет), но чтобы она не бросалась в глаза. Ведущий контролирует соблюдение этого условия. Приглашается команда соперников. Ведущий засекает время. В полной тишине игроки ищут ручку. Заметивший её должен сесть спокойно на стул, не выдав, где он обнаружил ручку. Последний игрок должен взять её и сесть на стул, после чего ведущий сообщает время поиска. Команды меняются ролями. Побеждает команда, затратившая минимальное время на поиск ручки.
«Хлопки» (5-15 мин.)
Цель: сплочение детского коллектива, настрой на группу, развитие внимания детей.
Материалы: не требуются.
Из группы играющих выбирается галящий, он покидает помещение. Игроки загадывают любой предмет, находящийся в комнате (например, тряпка, ручка и т.п.). Приглашается галящий. Он ищет предмет, ориентируясь на силу аплодисментов. Если аплодисменты тихие, он далек от предмета, громкие — близок к нему. Шквал аплодисментов означает, что предмет найден верно. Далее следующему игроку можно усложнить задание, добавив какое-либо действие с предметом (например, открыть тетрадь, написать что-нибудь мелом на доске и т.п.) Таким же образом предстоит догадаться, что делать с предметом. Тихие аплодисменты — неверное действие, громкие — приближение к загаданному действию, шквал аплодисментов — угадано действие.
«Жовжелить»
Цель: психологический комфорт в группе.
Материалы: не требуются.
В нашем переводе «жовжелить» означает делать. Выбрав ведущего, который удаляется за дверь, игроки загадывают любой глагол. ведущий должен угадать загаданное слово. Для этого он задаёт вопросы игрокам, уточняющие отношение самих игроков к выполнению загаданного действия, заменяя в вопросе загаданное слово глаголом «жовжелить». Например: Рита, ты любишь жовжелить? Вася, жовжелить лучше в одиночку или в компании? И т.д.
«Баня»
Цель: психологический комфорт в группе.
Материалы: не требуются.
Выбрав ведущего, который удаляется за дверь, игроки загадывают любое общественное учреждение. ведущему игроки задают вопросы о его отношении к загаданному учреждению. Не зная, о чем идет речь, ведущий отвечает наугад, но по реакции на его ответы и содержанию вопросов он должен догадаться и назвать загаданное учреждение.
«Почта»
Цель: психологический комфорт в группе, эмоциональное принятие членов группы, тактильный контакт.
Материалы: не требуются.
Дети встают в круг, взявшись за руки. Ведущий — в середине круга. По выбору ведущего, кто-то из детей произносит фразу: «Я передаю письмо: (и называет имя одного из детей, стоящих в круге)». После чего одной рукой пожимает руку соседу, по цепочке дети незаметно передают рукопожатие. Как только пожмут руку игроку, которому передавалось письмо, он должен сказать: «Письмо получил». Только после этого он получает право передать письмо. Ведущий должен заметить момент передачи рукопожатия и указать: «Здесь». Если он прав, то передававший рукопожатие ребенок становится ведущим, а ведущий занимает его место и получает право передать письмо. Игра продолжается.
Мигалки.
Цель: психологический комфорт в группе, эмоциональное принятие членов группы, развитие внимания детей.
Материалы: не требуются.
Дети встают в два круга: внутренний и внешний, лицом в центр круга, образуя пары (один из внутреннего круга стоит спиной к напарнику, смотрит на галящего; другой из внешнего круга стоит за ним на расстоянии в полшага, смотрит ему на пятки, руки держит за спиной). Галящий стоит в общем кругу без пары, он подмигивает кому-либо из внутреннего круга. Увидев, что ему подмигнули, игрок внутреннего круга старается убежать. Если напарник успевает его удержать, галящий подмигивает другому игроку, а если нет, то убежавший встает за спину галящего, а упустивший напарника игрок становится галящим.
Себе-соседу.
Цель: психологический комфорт в группе, эмоциональное принятие членов группы, развитие внимания детей, тактильный контакт.
Материалы: не требуются.
Дети встают в круг. Левую руку держат вытянутой вперед вверх ладошкой, правую вниз ладошкой щепоткой. На слова «себе», дети правой рукой как будто что-то вкладывают в свою левую руку. На слова «соседу», — правой рукой делают движение, как будто вкладывая что-то в левую руку соседа, стоящего с правой стороны. Все одновременно произносят: «Себе-соседу» и выполняют движения. По кругу передается небольшой предмет (монетка или др.). Ведущий в центре круга должен заметить, у кого монетка, тогда он и игрок, у которого найдена монетка, меняются местами.
О-ей-ей-ей.
Цель: психологический комфорт в группе, повышение тонуса группы, развитие внимания детей.
Материалы: не требуются.
Играющие встают в круг и рассчитываются по порядку номеров. Ведущий стоит в центре круга. Он называет любые два номера. Игроки, которым достались эти номера, должны ударить по коленкам со словами «о-ей-ей-ей» и быстро поменяться местами. Ведущий стремится занять место одного из игроков. Если ему это удалось, то оставшийся без места игрок становится ведущим.
«Я — это…» (30 мин.)
Цель: психологический комфорт в группе, принятие детьми друг друга, развитие рефлексивных способностей детей.
Материалы: не требуются.
Эту игру рекомендуется проводить тогда, когда между участниками установились доверительные отношения.
Цель: помочь участникам лучше познакомиться, рассказать о себе.
Материалы: небольшие листочки бумаги, ручки для каждого участника и булавочки.
Всем участникам раздаются листочки и ручки. Каждый участник в течение 5 мин. придумывает 10 слов или фраз, которые характеризуют его. Свои характеристики каждый записывает на листочке и прикрепляет на грудь. По истечении времени участники начинают перемещаться по аудитории и читать друг у друга характеристики. Когда все прочитают надписи у каждого человека, садятся в круг и начинают обсуждать, что больше всего запомнилось в каждом, что вызвало удивление, смех,…
«Чудесные превращения»
Цель: развитие творческого воображения, навыков невербального общения.
Материалы: какой-либо предмет.
По кругу пускается любой предмет (газета, карандаш, кубик и т.д.), что этот предмет будет обозначать, придумывают сами дети. Например, психолог передает ребенку газету и говорит:
— это – зонтик.
Получив названный предмет, ребенок соответственно действует с ним, тренируя память чувствования, а затем передает соседу, придумывая и объявляя другое обозначения предмета. Например:
— Это – торт.
— Это – юбка.
— Это – веер и т.д.