Коммуникативные игры

foto02

Игры на сплочение

«Мечты» (20мин.)

Цель: развить солидарность и понимание, создать атмосферу доверия среди участников и сплотить группу.

Материалы: бумага и маркеры.

Предложите участникам подумать в течение не­скольких минут о том, как каждый из них видит свое будущее. Затем обменяйтесь мыслями о своих мечтах или даже изобразите их на бумаге. Далее пусть каж­дый участник определит, какие три конкретные ве­щи, действия, люди … могут помочь, а какие три — помешают ему осуществить мечту, и что человеку нужно делать/сделать, чтобы мечта сбылась.

Примечание: это упражнение проходит очень хорошо, если к обмену мечтами подойти творчес­ки. Если участникам трудно рассказать или нари­совать свою мечту, то можно предложить изобра­зить мечту в виде сценки. Пусть участники сами пофантазируют, каким образом они могут изобра­зить свою мечту. Любые средства выражения при творческом подходе предпочтительнее, чем уст­ный или написанный текст.

 «Постройтесь по росту!» (15 мин.)

Цель: преодоление барьеров в общении между участниками и их раскрепощение.

Материалы: не требуются.

Участники становятся плотным кругом. Их задача состоит в том, чтобы построиться по росту. Но делать это нужно, не произнося ни слова. После того как все уча­стники найдут свое место, дать команду открыть гла­за и посмотреть, что же получилось. После упражне­ния можно обсудить, сложно ли было выполнить это задание (как себя чувствовали участники) или нет. Ведущий контролирует правильность выполнения задания.

Примечание: эта игра имеет несколько вариаций. Можно дать задание построиться по цвету глаз (от самых светлых до самых темных — есте­ственно, не закрывая глаза), по цвету волос, по теплоте рук и т. д.

«Путаница» (15 мин.)

Цель: повысить тонус группы и сплотить участников.

Материалы: не требуется.

Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу веду­щего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков должно быть четным. За­тем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распу­таться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить вся­ческое словесное общение.

«Моя пара»(10 мин.)

Цель: определить показатель сплоченности группы.

Все участники группы должны молча, глазами найти себе пару. Ведущий дает для этого примерно пол­минуты, а затем произносит: «Рука!». Все участники должны мгновенно показать рукой на человека, ко­торый составляет с ним пару. Если оказывается, что несколько членов группы показывают на одного и того же человека, а у других участников нет пары, или кто-то не может найти себе партнера, опыт повторяется. Важен не столько сам результат, когда все участники объединяются в согласованные пары, сколько процесс: реакция группы на «выпадение» одного или нескольких участников, которых никто не выбрал или которые никого не выбрали; реакция участников, которым казалось, что они договорились с партнером о взаимном выборе, а тот выбрал кого-то другого и т. д.

Высший показатель сплоченности группы — ее мгновенная реакция на выбывание, исключение из своих рядов некоторых членов и ее чувствительность к возникающему у участников тренинга ощущению отчужденности от группы.

 «Ты мне нравишься тем…» (20 мин.)

Цель: создание ситуации психологического комфорта, принятия в группе.

Материалы: резиновый мячик.

Участники встают в круг. Ведущий бро­сает мяч одному из участников, говоря при этом «Мне в тебе нравится…» и называя понравившееся качество (несколько качеств). Участник, получивший мяч, бросает его другому человеку и называет понра­вившиеся ему качества. Мяч должен побывать у всех участников.

 «Комплимент» (10 мин.)

Цель: создание ситуации психологического комфорта, принятия в группе.

Материалы: не требуются.

Выстраиваются 2 круга — внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники, стоящие друг напротив дру­га, говорят друг другу комплименты.

Затем по команде ведущего участники внутренне­го круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внут­реннего круга не повстречается с каждым участни­ком внешнего круга.

«Мы с тобой похожи тем, что…» (20 мин.)

Цель: привлечение внимания ребят друг к другу, сплочение детского коллектива.

Материалы: не требуются.

Участники выстраиваются в 2 круга — внутренний и внешний. Количество участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники внешнего кру­га говорят своим партнерам фразу, начинающуюся со слов: «Мы с тобой похожи тем, что…» (например: мы с тобой похожи тем, что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д.).

Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с то­бой отличаемся тем, что…» (например: мы с тобой отличаемся цветом глаз, длинной волос и т.д.).

Затем по команде ведущего участники внутренне­го круга передвигаются, меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внут­реннего круга не повстречается с каждым участни­ком внешнего круга.

 

«Крокодил» (игра может продолжаться любое время в зависимости от желания педагога и детей)

Цель: развитие творческого воображения, навыков невербального общения, раскрепощение детей.

Материалы: не требуются.

Играют две команды. Команды загадывают слова, обязательно имена существительные, и выбирают по одному галящему. Команда, которая первой придумает слово, начинает игру. Ведущему команды противника сообщается загаданное слово, и он должен, используя только жесты и мимику, показать слово так, чтобы его команда догадалась, какое слово было загадано. Затем команды меняются ролями.

«Найди ручку» (5-15 мин.)

Цель: развитие внимания детей, повышение тонуса группы.

Материалы: шариковая ручка или карандаш.

Играют две команды от 3 до 12 человек. Игроки одной команды выходят из комнаты либо закрывают глаза. Задача второй команды — спрятать ручку так, чтобы её было видно (т.е. её бы не скрывал никакой предмет), но чтобы она не бросалась в глаза. Ведущий контролирует соблюдение этого условия. Приглашается команда соперников. Ведущий засекает время. В полной тишине игроки ищут ручку. Заметивший её должен сесть спокойно на стул, не выдав, где он обнаружил ручку. Последний игрок должен взять её и сесть на стул, после чего ведущий сообщает время поиска. Команды меняются ролями. Побеждает команда, затратившая минимальное время на поиск ручки.

«Хлопки» (5-15 мин.)

Цель: сплочение детского коллектива, настрой на группу, развитие внимания детей.

Материалы: не требуются.

Из группы играющих выбирается галящий, он покидает помещение. Игроки загадывают любой предмет, находящийся в комнате (например, тряпка, ручка и т.п.). Приглашается галящий. Он ищет предмет, ориентируясь на силу аплодисментов. Если аплодисменты тихие, он далек от предмета, громкие — близок к нему. Шквал аплодисментов означает, что предмет найден верно. Далее следующему игроку можно усложнить задание, добавив какое-либо действие с предметом (например, открыть тетрадь, написать что-нибудь мелом на доске и т.п.) Таким же образом предстоит догадаться, что делать с предметом. Тихие аплодисменты — неверное действие, громкие — приближение к загаданному действию, шквал аплодисментов — угадано действие.

«Жовжелить»

Цель: психологический комфорт в группе.

Материалы: не требуются.

В нашем переводе «жовжелить» означает делать. Выбрав ведущего, который удаляется за дверь, игроки загадывают любой глагол. ведущий должен угадать загаданное слово. Для этого он задаёт вопросы игрокам, уточняющие отношение самих игроков к выполнению загаданного действия, заменяя в вопросе загаданное слово глаголом «жовжелить». Например: Рита, ты любишь жовжелить? Вася, жовжелить лучше в одиночку или в компании? И т.д.

«Баня»

Цель: психологический комфорт в группе.

Материалы: не требуются.

Выбрав ведущего, который удаляется за дверь, игроки загадывают любое общественное учреждение. ведущему игроки задают вопросы о его отношении к загаданному учреждению. Не зная, о чем идет речь, ведущий отвечает наугад, но по реакции на его ответы и содержанию вопросов он должен догадаться и назвать загаданное учреждение.

«Почта»

Цель: психологический комфорт в группе, эмоциональное принятие членов группы, тактильный контакт.

Материалы: не требуются.

Дети встают в круг, взявшись за руки. Ведущий — в середине круга. По выбору ведущего, кто-то из детей произносит фразу: «Я передаю письмо: (и называет имя одного из детей, стоящих в круге)». После чего одной рукой пожимает руку соседу, по цепочке дети незаметно передают рукопожатие. Как только пожмут руку игроку, которому передавалось письмо, он должен сказать: «Письмо получил». Только после этого он получает право передать письмо. Ведущий должен заметить момент передачи рукопожатия и указать: «Здесь». Если он прав, то передававший рукопожатие ребенок становится ведущим, а ведущий занимает его место и получает право передать письмо. Игра продолжается.

Мигалки.

Цель: психологический комфорт в группе, эмоциональное принятие членов группы, развитие внимания детей.

Материалы: не требуются.

Дети встают в два круга: внутренний и внешний, лицом в центр круга, образуя пары (один из внутреннего круга стоит спиной к напарнику, смотрит на галящего; другой из внешнего круга стоит за ним на расстоянии в полшага, смотрит ему на пятки, руки держит за спиной). Галящий стоит в общем кругу без пары, он подмигивает кому-либо из внутреннего круга. Увидев, что ему подмигнули, игрок внутреннего круга старается убежать. Если напарник успевает его удержать, галящий подмигивает другому игроку, а если нет, то убежавший встает за спину галящего, а упустивший напарника игрок становится галящим.

Себе-соседу.

Цель: психологический комфорт в группе, эмоциональное принятие членов группы, развитие внимания детей, тактильный контакт.

Материалы: не требуются.

Дети встают в круг. Левую руку держат вытянутой вперед вверх ладошкой, правую вниз ладошкой щепоткой. На слова «себе», дети правой рукой как будто что-то вкладывают в свою левую руку. На слова «соседу», — правой рукой делают движение, как будто вкладывая что-то в левую руку соседа, стоящего с правой стороны. Все одновременно произносят: «Себе-соседу» и выполняют движения. По кругу передается небольшой предмет (монетка или др.). Ведущий в центре круга должен заметить, у кого монетка, тогда он и игрок, у которого найдена монетка, меняются местами.

О-ей-ей-ей.

Цель: психологический комфорт в группе, повышение тонуса группы, развитие внимания детей.

Материалы: не требуются.

Играющие встают в круг и рассчитываются по порядку номеров. Ведущий стоит в центре круга. Он называет любые два номера. Игроки, которым достались эти номера, должны ударить по коленкам со словами «о-ей-ей-ей» и быстро поменяться местами. Ведущий стремится занять место одного из игроков. Если ему это удалось, то оставшийся без места игрок становится ведущим.

 

«Я — это…» (30 мин.)

Цель: психологический комфорт в группе, принятие детьми друг друга, развитие рефлексивных способностей детей.

Материалы: не требуются.

Эту игру рекомендуется проводить тогда, когда между участниками установились доверительные отношения.

Цель: помочь участникам лучше познакомиться, рассказать о себе.

Материалы: небольшие листочки бумаги, ручки для каждого участника и булавочки.

Всем участникам раздаются листочки и ручки. Каждый участник в течение 5 мин. придумывает 10 слов или фраз, которые характеризуют его. Свои характеристики каждый записывает на листочке и прикрепляет на грудь. По истечении времени участники начинают перемещаться по аудитории и читать друг у друга характеристики. Когда все прочитают надписи у каждого человека, садятся в круг и начинают обсуждать, что больше всего запомнилось в каждом, что вызвало удивление, смех,…

 

«Чудесные превращения»

Цель: развитие творческого воображения, навыков невербального общения.

Материалы: какой-либо предмет.

По кругу пускается любой предмет (газета, карандаш, кубик и т.д.), что этот предмет будет обозначать, придумывают сами дети. Например, психолог передает ребенку газету и говорит:

— это – зонтик.

Получив названный предмет, ребенок соответственно действует с ним, тренируя память чувствования, а затем передает соседу, придумывая и объявляя другое обозначения предмета. Например:

— Это – торт.

— Это – юбка.

— Это – веер и т.д.