Педагогическая этика

Профессиональная педагогическая этика современного педагога

Зачастую психолог в дополнительном образовании бывают втянут в конфликты: детско-детские, детско-педагогические, педагогические. Он может выступать в качестве помощника в решении конфликтов, в качестве организатора процедуры примирения и др. Но важным в нашей деятельности является предотвращение таких ситуаций. А для этого необходимо помогать и просвещать педагогов по основным этическим требованиям к профессии. Об этом мы поговорим далее.
Если рассматривать этику в общем смысле, то согласно словарю Ожегова «этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения.

Этика – есть теоретическая дисциплина, изучающая мораль (нравственность). Два этих термина – мораль и нравственность – синонимы. Нравственность выступает одним из важнейших, тонких и противоречивых компонентов регуляции отношений между людьми. Теперь давайте рассмотрим проблему этических норм в педагогике. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Педагогу же в этом процессе отводится особая роль.

Закладывая основы своих предметных знаний, он призван давать учащимся и основы этических знаний. Для этого педагогу необходимо самому вполне усвоить идеи и ценности высокой морали и по мере сил стремиться воплощать их в жизнь. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что педагог становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя.
Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот педагог, чьи нравственные установки безупречны. Педагог для ребенка выступает неким концентратом общественной морали. И если ценности общества не имеют значение для него самого, они не будут иметь значения и для его подопечных.

Настоящий педагог – всегда гуманист, он ориентирован на отношение к другим людям «не как к средству, а только как к цели” (И. Кант) и учит этому своих воспитанников и подопечных. Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.
Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений учителей с ними, с другими учителями, с родителями и т. д.

Мы общаемся с учениками в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Мир взрослых дети постигают через призму взглядов любимого педагога, который нередко становится их идеалом на всю жизнь. Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми и взрослыми, оскорбляющий их достоинство, не будет пользоваться авторитетом. Люди, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.
Морально-педагогический облик педагогического коллектива является одним из важных педагогических факторов, воздействующих на учащихся как непосредственно, так и опосредованно, через того или иного учителя.

Педагогический коллектив – сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того, чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников. Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Чтобы действительно быть профессионалом в своем деле, необходимо выдерживать педагогический такт, как в отношении детей, так и коллег по работе.
К числу основных составляющих элементов педагогического такта относятся:
— уважительное отношение к личности,
— высокая требовательность,
— умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему,
— уравновешенность и самообладание,
— деловой тон в отношениях,
— принципиальность без упрямства,
— внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях педагога, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства другого человека, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.
Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.
Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный «барометр” учителя – его педагогическая совесть – должен быть чувствительным в высокой степени.

«Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения” («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”).