Notice: Undefined index: wp_db_temp_dir in /var/www/perspectiva/data/www/cvr-perspectiva.ru/wp-content/plugins/wp-db-backup/wp-db-backup.php on line 112
Дети сензитивного социально-психологического типа |

Дети сензитивного социально-психологического типа

4Сензитивный тип личности проявляется в свою очередь в следующих отноше¬ниях:
1. К людям
Это единственный тип детей и взрослых, который умеет защищать своих друзей и товарищей, если их в чем-то несправедливо обвиняют. Это очень чуткие и вни¬мательные к чужому горю и страданиям люди, готовые всегда прийти на помощь и пожертвовать всем, чем они располагают. В общении с людьми всегда искренни, от¬кровенны, никогда ничего не скрывают и этим легко рас¬полагают к себе людей. Личная незащищенность позво¬ляет окружающим пользоваться их доверчивостью, доб¬ротой, бескорыстием и готовностью всегда оказать услугу людям.
Однако сами они полагаются только на себя. на свои возможности, никогда не обращаются за поддержкой, так как чрезмерно человеколюбивы и не хотели бы другим доставлять беспокойство. Главной их чертой является непримиримосгь к безнравственным поступкам других лю¬дей. хотя многое могут и прощать, но никогда не позво¬ляют себе действовать в ущерб другим людям.
2.К деятельности
К учебной деятельности относятся очень добросове¬стно, ведут себя на уроках спокойно и слушают учебный материал очень внимательно. Однако не принимают все на веру, желают все выяснить и самостоятельно понять суть изучаемых явлений. Часто спорят, отстаивают свою позицию, но не чужими заученными фразами, а с глубо¬ким чувством пережитого, пронесенного через глубокое осознание. При недостаточном развитии интеллектуаль¬ных задатков дети этого типа все же тяготеют к умствен¬ной деятельности и достигают заметных успехов за счет трудолюбия в более зрелом возрасте. Обучаясь в средней школе удовлетворительно, к окончанию ее резко повы¬шают балльную успеваемость, если определяются в выбо¬ре своей будущей профессии, а высшие учебные заведе¬ния могут заканчивать с отличием.
Для этих детей и даже взрослых характерна глубокая увлеченность делом. При этом они могут увлекаться многими делами, так как стремятся к познанию окру¬жающего мира, что может им мешать обучаться в школе на отлично. В особенности это характерно для мальчи¬ков.
В любой работе находят элементы творчества, как бы ни была она рутинна, так как их интересуют не результа¬ты их деятельности, а волнует сам процесс деятельности. Поэтому им нужна не похвала за работy. не вознагражде¬ние, а получение более интересного, более сложного и трудного задания, которое бы принесло им наивысшее творческое наслаждение. Будучи взрослыми людьми, они всегда привносят элемент творчества в свою работу.
3. К своим возможностям
Удивительно, что при всей своей неординарности мышления и способностей — это очень скромные дети и взрослые. В отличие от доминирующего социально-психологического типа они, напротив, стремятся не «выпя¬чивать» свои достижения и успехи, считают, что в них нет ничего особенного, что нужно было бы переделать и сде¬лать лучше. Сензитивный социально-психологический тип личности всегда занижает свои возможности, считая их самыми обычными.
Многие из детей и взрослых этого типа действительно остаются незамеченными в своей оригинальности и про¬фессиональном мастерстве, но ничуть не огорчаются, а наоборот, благодарны судьбе за то, что она позволяет им свободно заниматься любимым делом.
4.К коллективу
В общении с товарищами они не стремятся к превос¬ходству, помогают им во всем бескорыстно. У этого типа детей сильно коллективистское чувство, во имя общих интересов они всегда готовы свои принести в жертву. По¬этому всегда являются «душой» коллектива, поддержива¬ют оптимистическое настроение и выводят членов кол¬лектива из тупиковых, неловких ситуаций.
За свои независимые суждения и нрав этих детей очень часто не любят учителя, а в период их трудовой де¬ятельности — руководители, так как они всегда заступа¬ются за более слабых, отстаивают коллективные, группо¬вые интересы, требуют справедливого отношения к това¬рищам или сотрудникам.
5.К себе
При всей способности защитить других людей и от¬крыто отстаивать интересы коллектива этот тип людей не умеет защищать себя. Они легко ранимы, обидчивы, чув¬ствительны к несправедливости. Однако, если «домини¬рующий» тип личности вспыльчивый и резкий, когда пы¬таются ущемить его личное достоинство, то сензитивный только «вспыхнет», «зарумянится», «зальется краской», но никогда не ответит грубостью и не станет защищаться. Они подолгу могут обижаться, переживать обиду, полу¬ченную от близких им людей. В то же время отходчивы и долго обиды не держат. Особо заметим то, что этот тип личности никогда не обращает внимания на себя, на свою одежду, его мысли всегда заняты делами или инте¬ресами других людей.
Сензитивный тип личности не умеет любить себя, он весь принадлежит людям, он — альтруист, любящий всех и готовый это делать даже в ущерб себе и своим чув¬ствам.
6. К критике и замечаниям
У этих детей наблюдается повышенная чувствитель¬ность к критическим замечаниям в свой адрес. Однако это не приводит их в крайнее раздражение. Они спокой¬но воспринимают справедливые замечания и могут по¬просить прощения, если замечания справедливы. Спра¬ведливые замечания или критика приводят их в замеша¬тельство, они могут стыдиться своего поступка, так как понятия совести и чести для них являются главными нравственными ценностями. Высокая самокритичность и адекватное понимание замечаний способствуют в подро¬стковом возрасте интенсивной работе над собой, что рез¬ко преображает сензитивный тип личности в период их зрелости.
Несправедливая же критика, или даже критиканство не по существу, их обижает, выбивает надолго из актив¬ной деятельности, а порой мобилизует, они как бы дока¬зывают свою правоту действиями, а не разговорами.
7. К волевым проявлениям
По мере своего взросления волевые проявления сензитивного типа усиливаются. Этот тип личности раскры¬вается постепенно и лишь на первых этапах жизни ничем не примечателен, не демонстрирует четко обозначенных волевых установок в достижении целей. Многим кажется, что это легко ранимая, податливая, запросто управляемая личность. Однако на самом деле такие дети и взрослые лишь до поры, до времени позволяют окружающим без¬наказанно пользоваться их расположением, злоупотреблять их вниманием. Это очень целеустремленные, всегда с инициативой (которая подчас для них становится нака¬зуемой) люди, которые спешат со своими инновациями, опережая время и готовность других понять их. С годами этот тип личности проявляет себя как дельная волевая натура, но очень добрая, легко ранимая и не защищенная от нападок других.
Психологическая характеристика учащихся с ярко выраженным сензитивным характерологическим свой¬ством, полученная по модифицированному опроснику Р. Кеттела, свидетельствует о проявлении следующих личностных качеств: чувствительности, добросовестно¬сти, общительности, самоконтроля, достаточной уве¬ренности в себе;.у них обнаруживаются средние значе¬ния по качествам: сообразительности, склонности к риску, тревожности и низкие величины по качествам:
возбуждения, доминирования, социальной смелости, напряженности.
Сензитивному характерологическому свойству соот¬ветствует качество чувствительности, которое сочетается с такими качествами, как общительность, добросовест¬ность, высокий самоконтроль.
Психологические показатели, характеризующие сен¬зитивный социально-психологический тип детей, позво¬ляют объяснить нравственный портрет младших школь¬ников, обращая внимание прежде всего на то, что они чутки к несправедливости и, в первую очередь, по отношению к своим товарищам. Общение составляет главную особенность, Так «как позволяет преодолеть робость, за¬стенчивость и трудности быстрого схождения с детьми. В отличие от других детей, эти учащиеся любят играть с детьми как моложе себя, так и старше, что практически не характерно для учащихся с доминирующими и тревож¬ными характерологическими свойствами.

Коррекция взаимоотношений учителя
с учащимися сензитивного социально-психологического типа
1. В сфере отношения к людям:
а) учащихся этого типа, если они хорошо учатся, сле¬дует привлекать к оказанию помощи отстающим, что они делают с удовольствием, приобретая при этом авторитет среди одноклассников;
б) в отдельных ситуациях правдивые и искренние вы¬сказывания таких детей или же попытка с их стороны найти справедливое разрешение конфликтной ситуации может вызвать недовольство не только их сверстников, но и учите¬лей. В таких случаях педагогу необходимо защищать их от наиболее агрессивных членов ученического коллектива;
в) зная, что учащиеся такого типа умеют открыто от¬стаивать нравственные принципы, педагогу следует под¬держивать их непримиримое отношение к безнравствен¬ным поступкам.
2. В сфере отношения к деятельности:
а) учащиеся этого типа имеют многообразные интере¬сы и нуждаются в том, чтобы учитель направлял их уси¬лия на тот род деятельности, в котором они могут достиг¬нуть максимальных успехов. Раннее самоопределение сферы квазипрофессиональной деятельности позволяет им достигать вершин мастерства уже в период юношест¬ва. Для них полезны психотехнические упражнения типа «Конец — делу венец», «Планирование» [92];
б) для учащихся сензитивного типа важно уметь от¬крыто соперничать в тех областях, где они достигли успе¬хов. Педагогу следует учить их отстаивать свои интересы и приоритет в творческой деятельности;
в) при большой разбросанности интересов такие дети часто бывают неаккуратными, имеют привычку разбра¬сывать книги и вещи, не могут сосредоточиться на чем-то одном. Для устранения этого недостатка педагог может порекомендовать психотехническое упражнение «Пол¬ный порядок». Содержание его заключается в том, чтобы ученик начал наводить элементарный порядок у себя на столе, определил каждому предмету конкретное место и в дальнейшем постарался бы класть его именно туда. «На¬вести порядок в мыслях» можно с помощью дневника или еженедельника [92. С. 25].
3. В сфере отношения к своим возможностям:
а) для повышения уверенности в себе и своих возмож¬ностях педагогу желательно порекомендовать учащимся такого типа психотехническое упражнение «Полный по¬кой души». Смысловое содержание этого упражнения в том, чтобы, когда ученик не уверен в себе или чего-то бо¬ится, пусть вспомнит приятное событие и те ощущения, которые он испытывал. Настройте его на состояние «пол¬ного покоя души», и пусть он постарается находиться в этом состоянии как можно дольше. Если у него это полу-чилось хотя бы один раз, пусть запомнит это состояние, чтобы в следующий раз, когда начнет испытывать ро¬бость, неуверенность в себе, вспомнит изведанное ощу¬щение и войдет в него снова. В этих же целях, т. е. фор¬мирования уверенности учащихся в себе и правильной оценки своих возможностей, можно использовать психо¬техническое упражнение «Киногерой»;
б) учителю необходимо включить учащихся сензитив¬ного социально-психологического типа в активную жизнь класса и школы в качестве официальных лидеров, так как неформальными они уже являются, хотя внешне это может ни в чем не выражаться.
4. В сфере отношений в коллективе:
а) учитель должен помнить, что учащиеся этого типа создают общественное мнение в коллективе, а следовате¬льно, их нужно привлекать к разрешению споров внутри класса или даже конфликтных отношений между учите¬лем и учеником. Дети сензитивного социально-психоло¬гического типа умело находят компромиссы в решении спорных вопросов, чему способствует их авторитет в средних классах;
б) педагогам и воспитателям все-таки следует обдумать и возможно изменить свое мнение и отношение к сензитивному типу учащихся, т. к. непринятие их как заступни¬ков за других учащихся, как правдолюбцев, — лишает учи¬теля возможности создать здоровые коллективные отно¬шения. Без права на собственное суждение, без культиви¬рования ученической солидарности нельзя создать кол-лектив учащихся, объединенный единством целей.
5. В сфере отношения к себе:
а) в силу заниженности своей самооценки сензитивным социально-психологическим типом педагогу необ¬ходимо позаботиться о повышении статуса ребенка в классе, чтобы у него не развилось чувства собственной неполноценности;
б) педагогу важно создавать ситуации самоутвержде¬ния в тех сферах деятельности, где ученики могут наибо¬лее полно и естественно проявить себя, показать истин¬ные свои возможности;
в) педагогу необходимо постоянно создавать ситуации В школе, поддерживающие убежденность ученика в том, что он действительно нужен другим, не допускать случаев его отчуждения от коллектива;
г) можно изредка ставить этих учащихся в ситуацию несправедливого обвинения в дурном поступке, чтобы вызвать стремление к самозащите и этим самым научить их защищать себя, а не только других.
6. В сфере отношения к критике:
а) педагогу следует помнить, что учащиеся этого типа очень обидчивы и чутки к несправедливости. Поэтому в отдельных случаях, под своим контролем, педагогу следует ставить таких учащихся в ситуацию критики, насмешек над ними или их поведением. Разрешение таких конфлик¬тных ситуаций дает возможность ученику приобрести за¬щитную реакцию, позволяющую ему быть более гибким и менее ранимым к несправедливым ударам судьбы;
б) немаловажную роль в отношениях учителя и детей сензитивного типа может сыграть ситуация, когда педа¬гог усилит контроль за деятельностью ученика, проявит недоверие. Это, с одной стороны, может способствовать формированию уверенности в своих силах, а с другой — повысит устойчивость и снизит тревожность ожидания критической оценки;
в) детей подобного типа нельзя наказывать публично, снижая их статус в группе, лишая себя справедливого со¬юзника и создавая автоматически сильную оппозицию авторитету учителя. Таким ученикам следует просто де¬лать замечания, в которых не должно быть оттенков язви¬тельности, высмеивания или раздражения. С этими деть¬ми достаточно проведения собеседования, заключения договора. Только в крайних случаях можно вызвать роди¬телей для принятия совместных решений.
7. В сфере отношения к волевым проявлениям:
а) педагогу не следует злоупотреблять терпеливостью учащихся сензитивного социально-психологического типа, возлагать на них ответственность за поддержание в 198
классе порядка или постоянного выполнения обществен¬ных поручений;
б) педагогу необходимо обучать этих детей (на приме¬рах литературных героев) умению бороться и отстаивать свои убеждения и взгляды, т. к. они носят неординарный характер и могут опережать время и наши обыденные, сложившиеся стереотипные представления;
в) педагогу следует поддерживать те новые традиции в области нравственных отношений, которые очень часто вводят учащиеся сензитивного социально-психологиче¬ского типа в коллектив.