Notice: Undefined index: wp_db_temp_dir in /var/www/perspectiva/data/www/cvr-perspectiva.ru/wp-content/plugins/wp-db-backup/wp-db-backup.php on line 112
Инфантильный социально-психологический тип личности обучающегося |

Инфантильный социально-психологический тип личности обучающегося

6Инфантильный социально-психологиче¬ский тип личности имеет следу¬ющий вид отношений:
1. К людям
К окружающим людям, особенно в новой обстанов¬ке, такие дети относятся настороженно, с подозрением, а к своим близким холодны и равнодушны, если те не удовлетворяют их потребностей и капризов. Это совер¬шенно безобидные дети, которые ничего плохого не де¬лают другим, но и ничего хорошего, так как в основном озабочены удовлетворением своих желаний. Внешне со¬здается даже впечатление, что это скромные стеснитель¬ные дети, но на самом деле они просто безразличны к окружающим их людям. Им безразлично, что делают окружающие люди, совершают ли безнравственные по¬ступки или творят добро. Для них важно, чтобы их не беспокоили. В подростковом возрасте они ищут себе друзей, т. е. тех, на кого они могли бы положиться в дружбе. В товарищеских отношениях дети этого типа, да и взрослые, всегда ведомы. Поэтому их потребности на самом деле очень часто являются отражением интересов их товарищей и друзей. В дружбе не всегда верны, могут предать своего товарища, подвести, если им самим гро¬зит опасность. Они совершенно не переносят наказаний и легко поддаются воздействию других людей, если им это выгодно.
Дети этого типа, а также взрослые, главным образом ориентированы на поддержку со стороны. Чрезвычайно зависимы от своих опекунов и чувствуют себя беспомощ¬ными и растерянными без них.
2.К деятельности
Это очень своевольный тип личности, который за¬нимается лишь тем, что ему нравится. Поэтому, даже при хороших природных интеллектуальных, задатках, если у этих детей нет установки на обучение, то она практически и не формируется в процессе учебной дея¬тельности, что приводит к плохой успеваемости. Такие дети в начальной школе не садятся самостоятельно за Подготовку домашних заданий, а, если их заставить за¬ниматься, то они бесконечно отвлекаются на свои лю¬бимые занятия. Родителей же они принуждают делать за них уроки под различными предлогами: «не понима¬ют задание», «не знают, как его выполнить» или ссыла¬ются на плохое самочувствие. Уроки, как правило, де¬лают долго и формально, записывая все то, что за них сделали родители.
Зато эти дети с удовольствием любят работать рука¬ми — пилить, строгать, лепить, разбирать, шить, выши¬вать, готовить пищу, играть на музыкальных инструмен¬тах или заниматься спортом. В младшем школьном воз¬расте могут быть и не заметны ремесленнические наклон¬ности, но в средней школе начинают проявляться более
явно.
Если не заметить тяготения этих детей к квазипрофес¬сиональным видам деятельности в младшем подростковом возрасте, то в старшем подростковом периоде у этих детей может появиться тенденция к простым способам получения удовольствий, которые могут быть связаны с курением, распитием спиртных напитков или просто бесцельным вре¬мяпрепровождением. У этого типа детей утилитарное отно¬шение к деятельности. Работа либо должна доставлять удо¬вольствие, либо результаты работы должны давать материа¬льный достаток для удовлетворения их желания. Прагма¬тизм является главной чертой их характера, что отражается на отношении к учебной деятельности, в которой они не видят прока, а отдаленные результаты их не привлекают. Более того, этим детям свойственен способ познания окру¬жающего мира от предметного действия к абстрактному восприятию, что не свойственно для современных систем обучения в отечественных школах.
3. К своим возможностям
Так как «инфантильного» типа дети не прошли в детст¬ве всех стадий освоения предметного мира и компенсиру¬ют этот пробел в школе, то они адекватно оценивают свои возможности. Без страха, но осторожно, тайком, без спро¬са пробуют осваивать все, что ранее ими было непознано. Поэтому они никогда не хвастают, чем занимаются или что умеют делать. По-видимому, дети этого типа склонны к занижению своих способностей, так как не уверены в том, что они все делают правильно и достаточно хорошо. Отсюда столь великая секретность того, чем они занима¬ются. Обращает внимание то, что к старшему подростко¬вому возрасту они начинают претендовать на большую свою значимость в обществе, что делает их ранимыми, так как в действительности занимаемое ими место в социаль¬ной группе находится на нижних этажах социальной лест¬ницы, а претендовать практически не на что.
4.К коллективу
Данного типа дети в младшем школьном возрасте практически не нуждаются в коллективе, абсолютно к нему равнодушны, точно так же, как и коллектив к ним. Они в основном приглядываются к деталям и делают лишь то, что и все члены коллектива. В период обучения в средней школе эти дети пытаются найти себе друга и очень легко поэтому попадают под влияние или коллек¬тива, или лидеров. Особо опасным может быть влияние со стороны неформальных, а порой асоциальных групп, так как дети инфантильного типа не имеют своих мораль¬ных устоев и подвержены принятию на веру любой мора¬ли, лишь бы ее нормы не мешали получению удовольст¬вий, в погоню за которыми они пускаются в подростко¬вом возрасте.
В отдельных случаях коллективные отношения им за¬меняют их родители, и они абсолютно безразличны как к коллективным интересам, так и к его членам.
5.К себе
Дети инфантильного типа очень любят себя, поэтому никогда не бывают самокритичны и во всех бедах обви¬няют других. Как дети, так и взрослые этого типа требуют много внимания к себе. Они любят хорошо одеваться, вкусно есть и наслаждаться жизнью; считают, что все удовольствия в детстве им должны обеспечивать родите¬ли, поэтому очень требовательны к ним, а порой бывают жестокими, если их желания не удовлетворяются. Будучи взрослыми, они ищут поддержки во внешних условиях и благодарны любой помощи.
Подростки этого типа и даже взрослые настолько себя любят, что если задеть их самолюбие или стоит им оказа¬ться в крайне тупиковой ситуации, то, не находя самосто¬ятельно выхода из нее, могут закончить жизнь самоубий¬ством. Склонность к суициду связана прежде всего с их беспомощностью перед принятием самостоятельного ре¬шения.
6. К критике и замечаниям
Мы уже замечали, что эти дети и взрослые безразлично относятся к критике. Это характерно в особенности для до¬школьного и школьного возраста до периода полового со¬зревания. До этого момента они «непробиваемы» никакими критическими замечаниями. Однако в период полового со-зревания, как и все подростки, они щепетильно,относятся к замечаниям. В особенности не позволяют это делать близким или учителям, сильно обижаются, впадают в апатию, а при публичном оскорблении готовы «наложить на себя руки». В этот период жизни критика воспринимается ими болезненно и может быть смертельно опасной.
7. К волевым проявлениям
Нельзя назвать детей этого типа безвольными, так как в своих капризах они добиваются всегда успеха. Трудно их назвать неорганизованными или недисциплинирован¬ными, так как свою любимую деятельность всегда орга¬низуют безупречно. Ведут себя эти дети спокойно, нару¬шают дисциплину, как правило, за компанию, так как, оставшись один на один с собой, у них не возникает же¬лания шалить, бегать, крушить или еще чего-либо, что делают чрезмерно активные дети. Инициатива их не но¬сит социальный характер и чаще всего связана с эгоисти¬ческими устремлениями. Такого типа дети могут быть и целеустремленными, если обретают любимую деятель¬ность в виде будущей профессии. Это очень часто подтал¬кивает их к более успешному обучению, т. е. заставляют работать, напрягая свою волю и в том виде деятельности, который для них. непривлекателен, но во имя любимых занятий могут идти на столь тяжелую жертву, чтобы еще успешнее обучаться.
Таким образом, главными отличительными чертами являются несамостоятельность, неспособность к приня¬тию решений, действование лишь по чьему-либо указанию, равнодушие и холодность, безразличие и безучастие к трудностям и проблемам семьи, коллектива, беспомощ¬ность, осторожность, сдержанность в действиях и словах, исполнительность при условии контроля, пассивность, бе¬зответственность, неуверенность в своих силах, неоргани¬зованность, недисциплинированность, безынициатив¬ность.
Если провести анализ по показателям индивидуаль¬ного профиля личности, который характеризует данный тип, то можно убедиться, что для них вторым ярко выра¬женным характерологическим свойством является тре¬вожность и доминирование.
Психологическая характеристика школьников ин¬фантильного социально-педагогического типа объяс-няется развитием следующих личностных факторов по Р. Кеттелу: D — неторопливость, сдержанность, флег¬матичность, F — благоразумие, рассудительность, осто¬рожность, расслабленность, спокойствие, невозмути¬мость.
Школьники инфантильного социально-психологи¬ческого типа, действительно, кажутся очень сдержанны¬ми, но это у них не от флегматичного темперамента, а прежде всего от безразличия к предлагаемым им видам деятельности, особенно, если они связаны с трудовыми операциями и требуют волевых усилий. Безразличие и флегматизм у таких детей исчезают быстро, когда им предлагают различные развлечения, игры, забавы. Для этих детей больше свойственны не рассудительность и благоразумие, а осторожность, с которой они приступа¬ют к делу, а поэтому чаще всего бездействуют дома, сло¬няются в поисках занятий, а в школе мечтательно смот¬рят в окно.
Спокойствие и невозмутимость, безразличие к резу¬льтатам своей деятельности определяются тем, что дети данного типа никогда не имеют собственных четких це¬лей, к которым бы стремились, так как их побуждения связаны только с получением удовольствия. Такие дети к 6—7 классу бросают обучение в школе и ведут распущен¬ный образ жизни.
Если школьники инфантильного социально-педаго¬гического типа у учителей не вызывают беспокойства в плане воспитания (настораживает лишь их успевае¬мость), то у родителей в подростковый период с такими детьми большие трудности.
Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися инфантильного социально-психологического типа
1. В сфере отношения к людям:
а) детей этого типа педагог должен вводить в коллек¬тив сам, знакомить со сверстниками, подчеркивая их по¬ложительные качества, объясняя, что застенчивость и смущение — явление временное и скоро пройдет. Жела¬тельно на первое время прикреплять опекуна из детей с сензитивным социально-психологическим типом;
б) учителю следует обратить особое внимание на то, как учащиеся такого типа относятся к своим родителям и близким. Нужно показать ребенку, что его родители яв¬ляются не средством удовлетворения его материальных запросов, но, прежде всего, играют в обществе социально
значимую роль;
в) помня, что дети такого типа ведомы, педагогу необ¬ходимо быть внимательным к тому, с какими детьми они заводят дружбу, по возможности, регулировать складыва¬ющиеся товарищеские отношения, т. к. от этого зависит, насколько активно они будут осваивать общечеловече¬ские нравственные ценности.
2. В сфере отношения к деятельности:
а) учитель с первого дня прихода в школу детей ин¬фантильного типа должен брать их на особый контроль и не выпускать из поля зрения, не позволяя учащемуся от¬ключаться от работы, заниматься своими делами;
б) если обнаруживается, что дети хорошо выполняют домашние задания, но не в состоянии выполнить само¬стоятельную работу в классе, то можно по согласованию с родителями провести недельный или двухнедельный эксперимент. Оставлять после занятий для выполнения до¬машнего задания до тех пор, пока оно не будет выполне¬но, при этом не помогать ребенку;
в) учителю следует помнить, что учащиеся инфанти¬льного социально-психологического типа часто имеют низкий темп обучения, отсутствие установки на обучение и особый способ мыслительной деятельности (от пред¬метного действия к абстрактному, а не наоборот). Поэто¬му наиболее эффективно индивидуальное обучение таких детей с помощью репетиторов или гувернеров, т. е. до-машних учителей;
г) большое значение для данного типа личности име¬ют ситуации, приучающие быстро переключаться с одно¬го занятия на другое, которые вполне может создавать учитель как в условиях одного урока, так и во внеучебной деятельности;
д) поучительной может быть ситуация, когда учитель не дает конкретных указаний и инструкций к выполне¬нию задания, которое ученик не хочет выполнять, а по¬зволит это сделать самостоятельно;
е) можно создавать ситуации освоения новых видов деятельности без образцов и лидеров, где от ученика по¬требуется самостоятельный поиск новых вариантов дей¬ствий.
3. В сфере отношения к своим возможностям:
а) следует помнить, что при всем своеволии эти дети со¬вершенно несамостоятельны и не уверены в себе. Поэтому очень важно ставить этих учащихся в ситуации принятия самостоятельных решений, в особенности там, где у них, по их мнению, сложились тупиковые обстоятельства;
б) необходимо всячески способствовать выбору ими видов деятельности или активно рекомендовать занима¬ться в различных кружках, секциях, где требуется прояв¬ление ремесленнического таланта, т. е. приложение уси¬лий рук и интеллекта;
в) раскрываемые такими учащимися в различных видах деятельности хотя бы минимальные способности требуют поощрения и признания их достижений. Для учеников данного типа вера в свои возможности есть первооснова, которая позволит в последующем рас¬крыть талант в избранном ими виде деятельности. За¬нятия любимым делом потребуют дополнительных зна¬ний, таким образом можно будет приобщить их к учеб¬ной деятельности.
4. В сфере отношений в коллективе:
а) в отдельных случаях, когда учащиеся инфантильно¬го типа проявляют безнравственное поведение по отно¬шению к своим близким, товарищам или в целом к клас¬су, можно создавать ситуацию временного отказа от об¬щения с ним, но не на длительный период времени;
б) педагогу необходимо давать им общественные по¬ручения, которые бы поднимали престиж ребенка в гла¬зах одноклассников. Такие поручения для начала нужно давать, чтобы он выполнял их с кем-то из своих товари¬щей, а затем один;
в) влияние коллектива на инфантильный тип личности чрезвычайно велико, и поэтому учителю необходимо испо¬льзовать его для формирования нравственной культуры учащегося в период обучения его в школе, т. к. это один из самых сложных моментов становления их личности.
5. В сфере отношения к себе:
а) педагогу необходимо всю свою работу с учащимися построить на преодолении нерешительности, чувства не¬полноценности, закомплексованности и прежде всего ложной застенчивости;
б) при общении с этими учащимися нужно постоянно обращаться к его чувству ответственности, поддерживать любые положительные начинания. Особо опасно высмеивать или подавлять инициативу учащихся инфантильно¬го типа, т. к. это может привести к непредсказуемым по¬следствиям;
в) педагогу желательно постоянно подбадривать уча¬щихся этого типа, давать ему возможность вспомнить и рассказать о тех ситуациях, в которых он смог проявить себя достаточно решительным и смелым человеком. Сле¬дует поощрять его готовность самостоятельно принимать решение и в дальнейшее действовать в соответствии с ним. Этим учащимся можно было бы порекомендовать психотехнические упражнения «Риск — дело благород¬ное», «Решительность», «Внутренний голос» .
6. В сфере отношения к критике:
а) особо осторожно и корректно следует учителю обра¬щаться с учащимися подобного типа в подростковом возра¬сте, т. к. то, что раньше вызывало только обиду, может при¬вести в этом периоде к самоубийству. Это связано с тем, что ученик хочет повысить свой статус в группе, не имея воз-можности. Чувство беспомощности, вступающее в проти¬воречие с желанием, «сжигает» человека. Поэтому поступки детей инфантильного типа можно публично обсуждать в классе только до старшего подросткового возраста, затем необходимо только индивидуальное собеседование;
б) в младшем школьном возрасте возможна прямая критика действий ребенка с целью направить его к актив¬ной деятельности.
7. В сфере отношения к волевым проявлениям:
а) учитель не должен позволять одноклассникам и старшим обижать детей инфантильного социально-педа¬гогического типа личности, т. к. они практически никог¬да не могут оказать сопротивление;
б) полезными для проявления волевых усилий могут быть ситуации, в которых учитель может вызвать сильное беспокойство и стремление к самозащите или поиску вы¬хода из неблагоприятных обстоятельств;
в) педагогу по возможности в условиях школы для этого типа учащихся полезно создавать ситуации длите¬льных физических или психологических перегрузок, ко¬торые могли бы мобилизовать ученика на преодоление возникающих перед ним трудностей.