Дети доминирующего социально-психологического типа

7Доминирующий социально-психологиче¬ский тип личности культивирует  следующие отношения:
1. К людям
Во взаимоотношениях с окружающими доминирую¬щий социально-педагогический тип ведет себя по-разно¬му. Со старшими, даже в дошкольном возрасте, общается на равных, держится уверенно и спокойно. Сверстников же стремится унизить, наделяя их обидными кличками, не считаясь с их интересами, либо даже притесняя их. Со взрослыми осторожен в словах и в действиях, однако может быстро сорваться, так как очень вспыльчив. Вспыль¬чивость чаще всего связана с самолюбием и не зависит от того, справедливо сделано замечание или нет. Что касает¬ся их личностного Я, дети этого типа готовы беспощадно расправиться с обидчиком. За это в школе их не любят ни учителя, ни сверстники, хотя в школе они могут учиться на отлично, постоянно демонстрируя свою эрудицию и способности. Достигая успеха в каком бы то ни было деле, они очень гордятся этим перед другими и даже могут хвас¬таться, при этом становясь чванливо самоуверенными.
Как правило, высокомерное отношение к окружающим людям очень часто связано с победами над другими. В то же время они всячески хотят понравиться людям, от которых зависит достижение их целей, амбиций и притязаний. Если не удается себя показать в каком-либо деле, они депрессируют и бросают заниматься чем бы то ни было.
2.К деятельности
С самого раннего детства занимаются самыми разно¬образными видами деятельности, особенно надолго оста¬навливаются на тех, которые у них получаются и за кото¬рые хвалят. Занимаясь деятельностью, они бегут к роди¬телям и демонстрируют свои достижения. Высокая  ак¬тивность этих детей позволяет им рано достигать значи¬тельных успехов, особенно в условиях конкуренции. Же-лание быть первым, лучшим, подчас толкает их на без¬нравственные поступки по отношению к соперникам, но они считают, что в борьбе все средства хороши, если при¬носят успех. В любом виде деятельности прежде всего ви¬дят, какую славу им принесет их занятие, могут ли они в ней максимально раскрыть себя. В любой деятельности их прельщает не процесс и характер работы, от которой они могли бы получить удовольствие, а прежде всего ре¬зультат: будет ли он оценен другими, позволит ли им под¬няться еще на одну ступеньку, возвысить свой статус в обществе или нет.
3. К своим возможностям
Постоянное завышение своих возможностей, хвастов¬ство достигнутыми успехами, пренебрежительное отно¬шение к неудачникам приводят к тому, что дети домини¬рующего социально-педагогического типа очень часто попадают в конфликтные ситуации как со взрослыми, так и со сверстниками. Очень часто дети такого типа хва¬стают тем, что все могут, а если не получается, то обвиня¬ют других либо обстоятельства. Они берутся за любые
дела, готовы отвечать на любые вопросы лишь бы быть как-то замеченными, а главное, отмеченными другими. Отсутствие ожидаемой оценки за выполненную работу приводит их в состояние ярости, тогда они делаются аг¬рессивными и готовы уничтожить и собственную работу, и ту, чья лучше и заслуживает большего внимания.
4.К коллективу
В любом коллективе, детском или взрослом, люди этого типа стремятся быть его лидерами, в особенности официальными. Коллектив для этого типа людей не толь¬ко место, где он может выделиться, но и орудие, с помо¬щью которого, он может «подняться на Олимп», на новую ступеньку в социуме. Будучи рядовыми членами коллек¬тива, они всячески стремятся возвыситься над другими за счет демонстрации своих достижений. Встав во главе коллектива, без устали будут подстегивать его членов, чтобы ими руководимые группа, отряд, отдел, подразде¬ление и т. д. были лучшими среди других, так как этим са¬мым они еще раз подчеркнут перед вышестоящими свое превосходство как руководителя. Поэтому дети этого типа очень любят командовать и распоряжаться другими, а будучи взрослыми, наслаждаются и упиваются этим. Школьники доминирующего типа никогда не защищают своих товарищей и друзей.
5. К себе
Эгоцентризм у этого типа личности достигает своего апогея. Они не терпят возражений и готовы «раздавить» любого, кто пытается им противостоять. В спорах всегда ссылаются на авторитеты, а если это не помогает, готовы прибегнуть к силе. Как дети, так и взрослые этого типа требуют уважительного отношения к себе, хотя к другим, считают, можно относиться как угодно, смотря по обсто¬ятельствам, то есть, можно и нагрубить, и оскорбить. И, напротив, если кто-то пытается поступить точно так же по отношению к ним или их деятельности, то он полу¬чит отпор, скандал, конфликт и даже может нажить себе врага в их лице на многие годы. Но своих обидчиков не прощают и готовы им мстить до конца жизни.
6. К критике
Отрицательное отношение к критике этих детей и взрослых приводит к множеству конфликтов как в быто¬вых условиях, так и в школе или на производстве. Не тер¬пят критических замечаний в свой адрес, считают себя непогрешимыми. Если и допускают промахи, то предпочитают о них не говорить и запрещают это другим. Они тут же могут припомнить вам все ваши недостатки как личности, так как очень наблюдательны. Подмечают в людях их недостатки, чтобы при конфликтном случае можно было бы это вспомнить и заставить молчать с кри¬тикой в их адрес. Отрицательное отношение к критике не позволяет им в последующем заниматься самовоспитани¬ем, оставляя их самодовольными до конца жизни.
7. К волевым проявлениям
Это очень волевой тип личности, для которого во¬люнтаризм является главной чертой, проявляемой в дея¬тельности. Постоянно стремятся подчинить не только собственную волю для достижения поставленных ими це¬лей, но и сломить волю всех тех, кто оказывает им сопро¬тивление в намеченных планах.
С детства это могут быть очень организованные, но не всегда дисциплинированные дети, так как подчинение чужой воле — для них самая большая проблема, часто приводящая к конфликтам. Высокая инициативность в делах, граничащая часто с вероломством, позволяет им, действительно, в жизни достигать значительных вершин за счет других людей, о которых они быстро забывают, поднявшись на новую социальную ступень.
Таким образом, у учащихся «доминирующего» социа¬льно-психологического типа данное характерологическое свойство ярко проявляется в таких качествах, как само¬уверенность, высокомерие, эгоистичность, преувеличе¬ние своих возможностей, безразличие к интересам кол-лектива, а главное — сосредоточенность на собственной защите и все это при высоком проявлении деятельной ак¬тивности.
Психологическая картина, полученная с помощью модифицированного опросника Р. Кеттела, свидетельст¬вует о том, что учащиеся доминирующего социаль¬но-психологического типа проявляют на высоком уровне следующие личностные качества: общительность, интел¬лект, уверенность в себе, возбудимость, доминирование, склонность к риску, социальную смелость; средние зна¬чения имеют качества: добросовестность, чувствитель¬ность, самоконтроль, напряженность; низкое значение — тревожность.
Среди личностных качеств у учащихся с доминирую¬щим характерологическим свойством выделяется качест¬во доминирования, что, по-видимому, может объяснить столь сложное нравственное поведение этих учащихся. Все возникающие конфликтные ситуации связаны с окружающими, которые пытаются противодействовать их стремлениям подавить, подчинить. Отсюда ясно их стремление к лидерству, первенству, желание властвовать над другими и в случае неудачи — рост психологического напряжения, возникновение депрессивных состояний или патологического поведения, грубости, проявлений агрессивности, высокомерия, конфликтности и других качеств, составляющих доминирующий социально-педа¬гогический тип личности.

Коррекция взаимоотношений учителя с учащимися доминирующего
социально-психологического типа
1. В сфере отношения к людям:
а) учителю необходимо очень осторожно вступать в диалог с родителями детей доминирующего социаль¬но-психологического типа личности, так как они могут быть такого же типа. Беседа должна начинаться с оценки положительных сторон ребенка и затем постепенно пере¬ходить к обсуждению негативного в поведении ребенка. В противном случае учитель может натолкнуться на непони¬мание, амбициозность и конфликт. Родителям следует все-таки объяснять, что у их ребенка возникают проблемы в особенности в средних классах из-за постоянного стрем¬ления к превосходству над сверстниками, а подчас и из-за стремления унизить их. Необходимы двусторонние беседы отдельно с учеником и совместно с родителями;
б) можно создавать ситуации принудительного длите¬льного общения с разными людьми, которые не разделя¬ют интересов детей доминирующего типа. При этом учи¬телю следует регулировать условия возникающей конф¬ликтной ситуации, не доводя до физической расправы или оскорблений личного достоинства;
в) в отдельных случаях учителю целесообразно приме¬нять метод игнорирования, т. е. не замечать исключительности характера учащегося. Относиться к нему спокой¬но и ровно не зависимо от того, насколько учащийся же¬лает выделиться из числа сверстников [48. С. 62];
г) полезными могут быть ситуации, когда учитель ста¬вит доминирующий тип личности в условия жесткой кон¬куренции со стороны таких же сильных и энергичных уча¬щихся. Здесь важно, чтобы учитель дал понять учащемуся, что здоровое соперничество утраивает силы борющихся, и в случае поражения нельзя впадать в депрессию или в аг¬рессивное состояние по отношению к победителю.
2. В сфере отношения к деятельности:
а) учитель должен помнить, что, если ученик домини¬рующего социально-психологического типа личности не получит возможности для проявления своей деятельной активности в школе, он может попытаться это сделать вне ее, в антисоциальных группах и компаниях, где роль лидера, принятая толпой отверженных сверстников, мо¬жет толкнуть на путь преступления. Поэтому необходимо таких учеников ставить все-таки в позицию официаль¬ных лидеров, но постоянно обращать внимание на нрав¬ственную сторону их деятельности;
б) значительный эффект можно достичь от постанов¬ки этих учащихся в ситуацию, когда ему приходится за¬ниматься «пустяком», общественно не значимой деятель¬ностью, рутинной работой или не интересующим его предметом, т. е. такой деятельностью, за которую он не получает ожидаемой оценки со стороны класса или груп¬пы и самого учителя или воспитателя;
в) немаловажную роль может сыграть в изменении от¬ношения этих учащихся к деятельности ситуации, кото¬рые заставляют их задуматься о каких-то бытовых мело¬чах, связанных с решением либо житейских проблем, либо школьных.
3. В сфере отношения к своим возможностям:
а) так как учащиеся этого типа постоянно завышают свои возможности, то следует давать только те поруче¬ния, которые они реально могут выполнить. Ни в коем случае не следует заставлять делать то, чего они не могут, т. к. это вызовет не просто неудовлетворенность задани¬ем, но в последующем отказ выполнять какие-либо дела, даже если они полезны для всего коллектива. Для этих учащихся самое страшное — это публичное снижение статуса, что может привести к депрессивному состоянию ребенка;
б) несмотря на заносчивость учащихся этого типа, учителю тем не менее в ходе общения и в повседневной жизни требуется повышенная тактичность и ненавязчи¬вый социально-психологический контроль, доброжелате¬льное доверие. В то же время ему следует постоянно сове¬товать учащемуся, чтобы он видел в одноклассниках и окружающих людях не только массу, которую необходи¬мо использовать как средство достижения целей, а преж¬де всего индивидуумов, имеющих свои притязания на ре¬шение собственных проблем. Для этого целесообразно использовать рекомендуемые А. С. Прутченковым и А. А. Сияловым [92] психотехнические упражнения «День без замечании», «Приятный разговор», «Я рад тебя видеть», «Добрая улыбка».
4. В сфере отношений в коллективе:
а) зная, что эти дети любят командовать и распоряжа¬ться другими людьми, что вызывает сопротивление по¬следних и массу конфликтных ситуаций, учитель может порекомендовать такому учащемуся психотехническое упражнение «Исполнитель желаний», что будет способст¬вовать коренному изменению взглядов учащихся на кол¬лектив;
б) учителю важно создавать ситуации, ограничиваю¬щие возможность для учащегося проявлять свой автори¬тет, свою власть над сверстниками, а также и над родите¬лями. Для этого, выдвигая таких учащихся на роль офи¬циального лидера, следует постоянно обращать внимание на этическую сторону взаимоотношений.
5. В сфере отношения к себе:
а) педагогу или воспитателю необходимо научить своего подопечного относиться ко всему, что с ним про¬исходит, вдумчиво, с анализом, т. е. прежде, чем реагиро¬вать на слова и поступки близких, одноклассников, спро¬сить себя: «А как бы поступил на моем месте мудрый че¬ловек?» Нужно научить принимать решения и действо¬вать лишь после нескольких минут такого спокойного со¬зерцательного размышления;
б) в отдельных случаях педагог может создавать ситуа¬ции, в которых так или иначе ущемляются права и инте¬ресы самого ребенка. Это, конечно, может вызвать бурю возмущения или породить конфликтные взаимоотноше¬ния, тем не менее при тактичном сознательном управле¬нии этим процессом, ученик может извлечь урок анализа собственных действий по отношению к другим.
6. В сфере отношения к критике:
а) следует также помнить, что учитель не должен вступать в конфликтные отношения с подобного типа учащимися, даже если они провоцируют столкновение, желая показать свое превосходство. Необходимо ограни¬чиваться замечаниями, переводя конфликт на юмори¬стическую основу, где не должно быть высмеивания или унижения ученика. В противном случае учитель может быть поставлен в унизительное положение, из которого ему будет трудно выйти, не привлекая родителей или ди-ректора;
б) учителю нельзя устраивать публичные расправы над учащимися доминирующего социально-педагогиче¬ского типа личности ни на педсовете, ни на собрании, ни просто в классе. В таких случаях эти ученики могут себя вести вызывающе, нагло, цинично, демонстрируя свою независимость, несгибаемость, вовлекая в конфликт все новых и новых людей (родителей, администрацию, своих товарищей). Результатом таких педагогических воздейст¬вий может быть злоба, обида и по возможности вымеще¬ние ее на виновных в сложившейся ситуации. Более эф¬фективное воздействие имеет беседа один на один или в присутствии родителей;
в) в отдельных случаях можно ставить этих учащихся в ситуацию, когда его дела будут подвергаться критике. При этом критика должна носить конструктивный харак¬тер, а самое главное, в мягкой форме, чтобы не ущемлять достоинства и самолюбия учащегося.
7. В сфере отношения к волевым проявлениям:
а) учителю важно время от времени создавать ситуа¬ции, в которых доминирующий социально-психологиче¬ский тип вынужден был бы подчиняться воле других лю¬дей, особенно не являющихся авторитетными для него. В отдельных случаях это будет вызывать конфликтную ситуацию, поэтому от педагога требуется разумное управ¬ление действиями обоих учащихся;
б) достаточно эффективной мерой в упреждении во¬левых проявлений ученика может служить ситуация вынужденного одиночества, т. е. направленной изоляции его от свободного и разнообразного общения;
в) особенно полезно ставить этих учащихся в ситуацию, в которой им самим приходится отказываться от чего-то интересного, нового, престижного в пользу других людей.